Носорог
|
Дата : 17-06-12, Вск, 03:37:58
Разговор начался с причин пассивности фанататов бардовской песни. Плавно претек в то, что сейчас ее и не существует, практически, а имеется особый тип эстрадной песни. Потом немного поговорили о том, как же было здорово в СССР-е, какая там была духовность и возвышенность чуйвств. Можем вернуться немного назад. Итак - к бардовской песне. Бардовская песня ( как бы я не отплевывался при этих словах ), появилась в СССР в результате слияния двух тенденций. Музыкальным полем для ее формирования послужил традиционный русский городской романс ( который я терпеть не могу ), а социальным - желание культурных и мыслящих выбраться из мэйнтрима ( как сейчас принято говорить ) советского искусства хоть в Елец, хоть во дворец. Традиционный русский романс оказался почти невостребованным советской идеологией ( ввиду своего изначального ориентированияна на личностных мотивах, в противовес общественным ) и, ища свободную от контроля поляну, большинство нон-конформистов на поляну романса рано или поздно забредали. Некоторые оставались надолго. Теперь давайте исполнителей и зрителей разделим на две категории, поскольку они совсем различны: 1) Исполнители и зрители изначально благосклонно это музыкальное поле воспринимающие. Они пришли туда сознательно и никуда, в общем, не делись - просто повзрослели. Пример - тот же Вольфин. 2) Исполнители и зрители попавшие во все это случайно, просто в поисках "чего-то иного". Пример - я ( ). Как только этого иного стало больше выбора, я из сферы бардовской песни вышел и больше возвращаться туда не собираюсь, разве что под страхом казни. Первых - очень, на самом деле, мало. Как и было всегда мало любителей городского романса. Это весьма специфический жанр, не предполагающий публичности. Кстати, до Октябрьского переворота основными исполнителями гор. романса были вполне определенные люди. Женщины, мелкие дворянки, имеющие много свободного времени для самокопания. Основными же слушателями были мужчины. Все это предполагало некий семейный прием, на котором присутствовали только близкие друзья, на котором Наташеньку или Лизаньку просили что-то спеть для гостей. В этой среде ( которых среди населения России было около 3% ) городской романс, прообраз бардовской песни 60-70 и жил, за ее пределы не выходя. То есть, как видно, была некая элитарность этого романса, при этом барды, вообще-то говоря, поэты и певцы более низкого статуса, это, как принято говорить, авторы-исполнители сферы народной. Пели по тавернам, по селам и по деревням. Спустившись с вершин элитарности ( вернее, его оттуда скинули пинками, сровняв эти вершины с землей ), городской романс сначала попал в руки люмпенов, превративших его в блатную песню. Собственно, только этот период можно с полным основанием назвать "бардовской песней". Затем, в 30-х примерно годах, кое-кто, кто еще помнит "давнишнее", начал активность именно в области городского романса. Поскольку старые романсы были запрещены, пришлось начать исполнять собственные сочинения, например, "Бригантину" Лепски и Когана. И городской романс начал свое возвращение в руки тех, кто полагал себя элитой. Одновременно появился такой жанр, как "туристская песня". Где-то годах в 50-х он слился с тем, что от городского романса к тому времени осталось и появилось то, что сегодня называется авторской песней. Но важно отметить, что все это, за исключением, примерно, 20-и лет после 1917-го, есть дело элиты. Но как же появилась такая массововсть? А вот как: тут в дело вступила вторая категория - массовая, которой все эти переживания и самокопания были до лампочки, но в рамках советского искусства им было плохо до невозможности. И они приходили в авторскую песню просто как единственную существовавшую возможность. Пример тому - Владимир Семенович Высоцкий, Александр Дольский, Иващенко с Васильевым... То есть, бардовская песня ( будем уже ее так называть, ладно ) привлекала не только толпу на подпевку припева, но и исключительно талантливых в музыкальном и поэтическом отношении людей. Ну и толпы, конечно. Они не то чтобы любили этот жанр, но другого-то не было. Кстати, Высоцкий-то, как раз, был гораздо больше бардом, чем большинство из "бардов". Но с появлением других альтернатив эта "массовка" со стоянки авторской песни снялась и, скорее всего, больше туда невернется. Остались куча кострищ, следы от палаток, простоявших пару десятилетий на одном месте и все это создает ощущение покинутости. На самом же деле, эти люди никогда себя и не ощущали в этой сфере своими. Теперь городской романс, совершив круг, вернулся в руки тех, откуда и вышел. А их, этих рук, очень и очень немного. Это, как мне кажется, и есть причина того, что авторская песня кажется "забытой и покинутой". Просто с появлением вариантов большинство предпочло свалить. Тем же, кто является истинным любителем этого жанра, кажется, что сейчас произошло падение духовности. На мой взгляд, это глупость. Во первых, любовь к городскому романсу не есть признак ума, а пренебрежение им не яаляется признаком глупости. Я, например, его на дух не перевариваю. Во вторых, не надо "судить о Мировом Океане на основании усохшегося пруда". Если где-то вода ушла, куда-то она пришла, не беспокойтесь. В третьих, как тут правильно было замечено Пашей, получив официальное признание, огромная часть авторской песни превратилась в некий вид эстрады и как городской романс просто прекратила свое существование, перейдя в разряд официальной эстрады. Так что, то, что имеется сейчас - это не упадок. Это - нормальный режим этого жанра, который теперь в свою культурную нишу прекрасно и с комфортом помещается |