Rafael
Начнём с Торы. Там действительно сказано,что народ Израиля должен изучать Тору, но там не сказано ни слова о ешивах. Там не сказано, каким образом мы должны изучать Тору, и уж, конечно же, там не сказано, что изучение Торы должно быть вместо производительного труда, там не сказано ,что изучение Торы заменяет производительный труд. Кроме того, есть достаточно уважаемая и ценимая нами иудейская книга под названием "Перкей Авод", где сказано очень конкретно, что изучать Тору нужно совмещая это с производительным трудом. Мысли о том,что единственным и самым правильным способом изучения Торы-это сидение в ешивах, является, во-первых, домыслом, с этим можно и нужно поспорить, а , во-вторых, мысль о том,что изучение Торы заменяет собой труд, есть вне всякого сомнения ошибочное мнение конкретных раввинов. В самой Торе я об этом ничего не нашла. И, вообще, ешива, это по всей видимости, средневековое порождение. Дело в том,что производительность труда всегда и во все времена развивалась по восходящей. Это значит, что один и тот же работник в разные эпохи производил разное кол-во материальных благ. В эпоху бронзового века- пустьи больше, чем в каменном веке, но гораздо меньше, чем в век железный. Цепочка: первобытно-общинный- родо-племенной- феодальный- капиталистический..и т.д... это цепь повышения производительности труда. В то же время хозяин -хозяин поля, мастерской, раб царского дома т.е. придворный...(кстати, в Израиле найдено несколько десятков , около 50-ти, каменных печатей с именем конкретного человека и надписью" раб царского дома" . Естественно все это на иврите и самое логичное объяснение в том, что цари наши древние Шауль, Давид, Шломо... Равоам, Осия и так далее, в этом смысле были нормальными царями с тягой к роскоши с многочисленной челядью, со своей знатью...с дворцами и амбициозными проектами. И всю эту ораву, всю эту гос. машину нужно было кормить.) Я очень сомневаюсь, что в числе статей гос. бюджета тех времен значилось-ешивы. До сих пор следов ешив тех самых времен и, в нашем понимании слова" ешива", не найдено. Тору тогда изучали отнюдь не вместо производительного труда. Иное дело в средние века, особенно в галуте. Производительность труда была уже достаточно большой,чтобы иметь возможность содержать большое кол-во людей не связаных с производительным трудом(художники, поэты, врачи... а для евреев это ещё и ученики ешив) Именно со средних веков известно о том, что ешивы были и именно в нашем понимании этого слова. Их содержали либо богатые меценаты , либо общины и они сыграли огромную роль и в становлении современного еврейского образа жизни и в сохранении народа и религии. перенесение этого галутного опыта бездумно в действующее гос-во является глупостью. В любом народе, желающих увильнуть от работы , и не работающих по каким -либо другим причинам,достаточно. Евреи в этом смысле не исключение. Я имею в виду безработных, больных,матерей и отцов -одиночек, инвалидов, идейных бездельников, алкоголиков и наркоманов.... список можно было бы продолжить.Но у нас , у евреев, он дополняется ещё одним пунктом- учащиеся ешив. Коснёмся вопроса о том, сколько человек сидят в ешивах и сколько человек их обслуживают. Лично я, использую русскоязычную газету " Вести", "Время", радио "РЭКА" два израильских канала- первый и второй. Разумеется Интернет... В свою очередь, я почеркиваю объективность информации, получаемой из этих источников. Вот там я и нашла, что некоторое время тому назад, год или два, кол-во учащихся ешив в Израиле превысило 200 000 человек. Юыла там и ссылка о том, что цифра взята из израильского статистического управления. Приведена она была в динамике. В момент образования нашего го-ва, для того ,чтобы не заедаться с религиозной частью населения, которое в те времена сионистской не была, а желание подключить их к строительству гос-ва, было, Давид Бен-Гурион согласился на 20-30 тысяч учащихся ешив, которых не будут призывать в армию и будут давать пособие на жизнь. Все прошедшее время все правящие коалиции испытывали нужду в голосах религиозных избирателей. Поэтому законы, регулирующие религиозное безделие, религиозный же сектор выдаивал и вымучивал из нашего гос-ва. Это я тебя могу спросить откуда ты взял смехотворную цифру в 30 тысяч? Лично для меня убедительной является цифра ,взятая из статистики. То,что говорит раввин, пока оно не подтверждено статистикой, логикой или ссылками на те или иные источники, это не более ,чем разговоры. Да, действительно, в соответствии с позорным "законом Таля" какое-то кол-во уч-ся ешив, освобождается от призыва на военную службу.Допустим 30 тысяч. Но,что-то эти юноши делают до призыва на военную службу. Я пологаю, что и до призыва на военную службу эти юноши учились в ешивах за счет гос-ва. Ну а освободившись от призыва на военную службу и проведя, вместо службы, 3 года в ешве, эти люди остаются в ешиве на долгие годы или на всю жизнь. Когда я говорила о 200 000 уч-ся ешив, я говорила и об очень молодых, едва окончивших школу, и обо всех остальных, включая стариков, которые провели в ешивах долгие-долгие годы... Цифра, которую я тебе привела, разумеется не является точной. В средствах массовой информации она использовалась для иллюстрации того, что кол-во религиозных бездельников имеет тенденцию к стремительному возрастанию. Я нисколько не оправдываю бездельников светских, но речь, в нашем случае, идёт о бездельниках религиозных. Во времена Б. Нетаниягу из 100 среднестатистических граждан Израиля, пригодных к труду по возрасту и мед показаниям, работать изволили 50. В Западной Европе, в Америках, Канадах и Австралиях, одним словом в цивилизованнома мире, это соотношение иное. Из 100 могущих работать, работают 75. Я ещё раз подчеркиваю, что безедельники есть и светские тоже. Часть их является бездельниками вынужденными- они просто не могут найти работу. Но наличие религиозного безделия, с моей точки зрения, явление позорное. Со своей стороны, Я ПРОШУ И ТРЕБУЮ ОТ ТЕБЯ, коль скоро разговор у нас идёт публичный, аргументировать свою позицию конкретными цитатами из Торы. Я Тору читала. Похвалиться глубоким знаниям Торы я не могу. И тем не менее,я задаю тебе вопрос публично:" ЧТО СКАЗАНО В ТОРЕ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ ЖИЗНИ ВООБЩЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ ЖИЗНИ ЕВРЕЕВ В ЧАСТНОСТИ?" Лично я нашла три места в Торе по этому вопросу. Нашла их самостоятельно. На этот мой вопрос, раввин, которому я его задала, ответить не смог. Полагаю, что религиозная традиция, в рамках которой он, да и ты, изучаете Тору, вопрос об экономической жизни не рассматривает. Но это не значит ,что в Торе про экономику ничего не сказано. Первое. Всевышний послал Адама и Хаву на землю с очень ясным напутствием- в поте лица добывать себе хлеб. Я могу добавить не в поте задницы и не в поте языка. Полагаю, что речь идёт о труде производительном, вписаном в товарно-денежные отношения. Если я покупаю труд раввина, знатока Торы или ученика, который учит Тору, значит его труд вписан в товарно-денежные отношения. А если он, не спрашивая моего согласия, садится мне на шею через гос. бюджет, то это воровство и нраушение непрерикаемой запаведи-НЕ УКРАДИ. Второе. Касается Йосефа. О том,что он праведник известно всем. Но вот почему он праведник и что он такого сделал, на этот счет религиозные товарищи на редкость косноязычны и говорят вовсе не в один голос. Да, он не переспал с женой Потифара, да он не таил злобы на братьев, оказался хорошим сыном и членом своего народа..... но никто не обращает внимание на то,что он был ,по сути, прекраснейшим экономистом. Он коренным образом перестроил экономику Древнего Египта. Вместо голого насилия, заставляющего людей трудится , он делал упор на экономические методы принуждающие людей к труду. Да, он экономически закабалил людей. Но при этом, он позволил им пережить голодные годы, усилил и обогатил гос-во, фактически подготовил почву для спасения еврейского народа. Необходимо подчеркнуть так же и то,что трудился он на благо вовсе не еврейского народа. Я полагаю, что если он праведник, значит праведны все его действия. Не только взаимоотношения с женой Потифара, но и его экономическая деятельность. Поскольку он был первым,Всевышний дал ему знания по экономике непосредственно, а вот все остальные должны эту экономику учить и строить свою эизнь в соответствии с экономической наукой. Третье. В нем сказано о том, что цены на рынке не должны отличаться от среднерыночной не больше, чем на одну седьмую. Заметь, и здесь очень ясное указание на рыночность экономики... Итак, Тора- это не учебник экономики,но по крайней мере в этих трёх местах, Всевышний своим авторитетом, я наеюсь он для тебя авторитет, указал на то, что экономическая наука от Всевышнего. И все последующие вопросы, касающиеся экономики следует искать в ЭКОНОМИКЕ. Насколько я знаю Тора, книгой Пшат, которую мы называем Торой, не исчерпивается. Помимо Пшат, естьи иные прочтения Торы, называемые Ремез, Сод, Мидраш, абревиатура которых называется ПАРДЕС. К сожалению, религиозная традиция не требует от учителя, от раввина конкретных ссылок. Далеко не все переведено из этих книг на русский и уж тем более не все из комментариев к этим книгам есть на русском языке. На одной из лекций, рассматривался вопрос о цели Всевышнего при созднании нашего мира, т.е. о цели мироздания. Согласно КАББАЛЫ, мы живем в низшем из миров.Это мир вещей. И присутствие Всевышнего в нем выражено не явно. Хочешь общаться со Всевышним - ищи его. Цели же Всевышнего при создания нашего вещного мира- две. Первая-Мир должен своими силами, руками евреев, построить Бет Мигдаш для реального физического присутствия Всевышнго в нашем мире. Вторая-заключается в том, чтобы в этом мире вещей был кто-то, кто постигает и изучает этот мир через Тору и посредством Торы. Лично для меня здесь кроется самое интересное. Я не спросила лектора, где находятся эти кокретные ссылки. Не знаю я степень точности и кчества перевода того,что он мне сказал по- русски.Но может быть, это моё предположение, что постигать мир через Тору и с помощью Торы, включает в себя и науку. Коль скоро книга БЭ РЕШИТ начинается с физической картины мироздания- вербальное описание Болшого взрыва-это явный намек на физику и релятивистскую физику. По крайней мере , три места, с четким указанием экономической науки я тебе указала и т.д. Следовательно, наука, ну по-твоему, светская наука, это и есть самое святое дело. И не нужно мудрствовать применительно к экономике, нужно честно спрсить экономическую науку: сколько денег на экономическую надстройку может выдержать наша экономика. И какая часть экономической надстройки может сидеть в ешивах. Ну а , так называемых, знатоков Торы, нужно спросить о том,о чем я спрашиваю сейчас тебя: ГДЕ В ТОРЕ УКАЗАНО НА ЗАМЕНУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА ИЗУЧЕНИЕМ ТОРЫ. ГДЕ И ЧТО В ТОРЕ СКАЗАНО ПРО ЕШИВЫ И ЕШИБОТНИКОВ. Дело в том,что денег гос-во может напечатать ровно столько,сколько их может обеспечить товарная масса , производимая в гос-ве. В былые годы деньгами бвло золото и серебро. Эти металлы имеют самостоятельную ценность. Если золота и серебра оказывалось больше,чем нужно для товарно-денежных отношений, избыточная часть золота и серебра перводилась в разряд сокровищ: закапывалась, превращалась в предметы культа, то есть выводилась из товарно-денежного оборота. В настоящее время в виду нехватки золота и серебра денгами служит бумага. Кол-во бумажных денег должно строго соответствовать товарам. Малейший избыток в печатании новых денег фиксируется положительным индексом потребительскиъ цен. Ну и соответственно, задержка в печатании бумажных денег оборачивается для нас отрицательным индексом потребительских цен. Ну, чтоб уж совсем тебе было ясно, гос-во фактически, деньги не производит, оно их только печатает. И для того,чтобы дать деньги из гос. бюджета кому-то одному, оно сначало эти деньги должно отнять у кого-то другого, кто эти деньги произвел в процессе производительного труда. То есть все нахлебники и дармоеды, и светские и религиозные, сидят на шее у работающей части населения. Вешать нам на шею такое кол-во бездельников нельзя. Сначала надо спросить у нас, а хотим ли мы этого и скольких бездельников мы согласны кормить. Могу тебе напомнить, коль скоро речь идёт об учащихся ешив, что они получают содержание от гос-ва на себя лично, на свою жену, которая тоже не работает, на своих детей. Согласно законам нашего гос-ва, при кол-ве детей более двух, пособия на детей становится сопоставимым со стоимостью содержания этих детей. То есть дети становятся источником "заработка". Сверх этого учащийся ешивы ,как правило живет в религиозной шхуне, постороенной по спец проекту. Это значит,что соотношение возвратной части машканты и подарочной её части может отличаться от соотношения лично для меня. Я с 52 тыс. долларов, взятых взаймы 10 лет назад, возвращаю ежемесячно 1800 шекелей. Какой нибудь этиопи- шекелей 150. Сколько возвращает ешиботник за свою квартиру, я не знаю, но судя по тому, что он не думает о том чем накормить свою жену и детей, судя по тому,что продукты он покупает особо кошерные и за ценой при этом не стоит,(Для примера: мороженная курица номер три в магазине Зил-Золь, кошерная, стоит около 11 шекелей за 1 кг. Особо кошерная, для религиозных, стоит 23 шекеля за 1 кг.)денег ему на все на это хватает. Ребята выкладывают деньги не морщясь. У нас есть целый город Эммануэль, где "трудовой" деятельностью, в качестве преподавателей ешив и в ирие занято всего лишь 15% трудового населения. Остальные 85% глубоко религиозные бездельники. Есть ещё несколько населённых пунктов, похожих на Эммануэль. В них соотношение религиозных бездельников и всех остальных не такое вопиющее, но ситуация очень похожа. Кстати, в городе Эммануэль многие ездят на личных автомобилях, при чем некторые позволяют себе очень дорогие марки. Мы в Израиле работали всегда, но автомобиль как таковой, для нас сейчас (пришлось продать) несбыточное желание. Я конечно же допускаю мысль о том, что есть в мире какие-то меценаты, которые жертвуют деньги на ешивы и ешиботников, но!!! сколько этих денег и какой процент расходов по данной статье они покрывают, об этом нам не известно.Конечно, ты можешь спросить своего раввина, но то,что он тебе ответит, должно иметь ссылку на объективные статистические сведения. Что же касается твоего пока уважения ко мне, то я на нём не настаиваю. Полагаю, что уважение все же нужно заслуживать и коль скоро речь идёт о таком деликатном вопросе, докажи свое право на пока взаимное уважение, знанием тех вопросов, которые я тебе задала. |