Нужна философия для маленьких детей?№ 1
Автор: alexf
Дата : 14-06-05, Втр, 15:35:03

Я написал письма двум росиийским философам. которые засветились в инете с темой:философия для детей. Один Липман. Другой Борисов.
Лимпан молчит. А Борисов ответил. Прислал, к сожадлению (а может и нет),не весточку о том, где книгу найти, а методичку.
Прочел я. На материале мультиков-в основном на Остеровском сериале про удава, попугая, слоненка... -он рассуждает о том как и какие задавать вопросы. как приучать рассуждать, то бишь, философствовать и тому подобное. Учитываем: моему сыну - 5,5. Есть учебники для этой соплячни по психологии, логике, информатике...не считая традиционных.
Как общество считает: удавливать нужно (как в старину с не нужными и докучливыми мудрецами порою) или наоборот, вставлять в расписание занятий и удавливать уже не автора знаний. а ребенка?
А?
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 2
Автор: Blackhawk
Дата : 14-06-05, Втр, 15:51:40

Рекомендую сходить на lib.ru. Там есть раздел детской психологии. Я сам не заглядывал, но вдруг повезёт?
"Число дураков - неисчислимо."Леонардо да Винчи
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 3
Автор: Beny Gutman
Дата : 15-06-05, Срд, 22:06:32

Дети сегодня-это маленькие взрослые(от жизни такой взрослеют рано)...философия нужна им,как и всем,просто в детской,более доступной форме...Наберите на поисковике,выдаст многое...
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 4
Автор: Костена
Дата : 15-06-05, Срд, 23:22:16

Бени, ты уже все сказал, подписуюсь, только с незначительным дополнением: философия не нужна, а просто НЕОБХОДИМА, как основа всех наук. А дальше такому ребенку остальные науки постигать - раз плюнуть. Хотя и в сказках философии - уйма.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 5
Автор: Н@талья
Дата : 16-06-05, Чтв, 01:04:57

...например, что главное - добыть щуку.
Сказки - сила!
На поверку оказывается, что все внешнее зло - лишь отражение внутреннего. © KaraNagai
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 6
Автор: Willy
Дата : 16-06-05, Чтв, 03:52:03

Философия думаю не нужна не только детям но и взрослым, я например никогда не мог понять ее смысла - деятельность, не приносящая никаких результатов, в отличие от других гуманитарных дисциплин, таких как литература, музыка, история и даже психология, применение которых понятно. У Остера есть другие очень смешные книжки - скажем задачки по математике и физике - весьма забавные - на них-то и следует развивать детскую логику.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 7
Автор: Н@талья
Дата : 16-06-05, Чтв, 06:54:19

Автор: Willy
Философия думаю не нужна не только детям но и взрослым, я например никогда не мог понять ее смысла - деятельность, не приносящая никаких результатов

Но если она существует тысячелениями, может, это даёт ей право на существование?
На поверку оказывается, что все внешнее зло - лишь отражение внутреннего. © KaraNagai
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 8
Автор: Kheyfets
Дата : 16-06-05, Чтв, 06:56:57

ВИЛЛИ, весь твой пост № 6 - голая философия.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 9
Автор: Beny Gutman
Дата : 16-06-05, Чтв, 07:26:38

Философия,действительно лежит в основе многих наук,как гуманитарных,так и точных,без философии было бы невозможно понять ни диалектические,не материалистические,не энергетические принципы существования этого Мира,а стало быть не было бы прогресса,технологий,и т.д...Насколько "Философична" Тора!!!И Вся литература...
И у того же Остера,в его "Математических" задачках,подумав Вы найдёте не мало Философии...
Я согласен с поправкой Костены-Философия необходима...а Вилли нас просто провоцирует на дискуссию,не правда ли Вилли?..
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 10
Автор: Willy
Дата : 16-06-05, Чтв, 12:15:13

Господа, да я не провоцирую, я еще в институте когда изучал марксистско-ленинскую философию, кстати думаю не худшую из существующих, всегда поражался ну зачем она нужна, если есть физика, химия и биология, которые полностью объясняют мир без всяких философствований! Ну а от книжки ленинской "Материализм и эмпириокритицизм", которую я обязан был выучить детально ей богу хотелось смеяться (от "глубины" мысли вроде "электрон столь же неисчерпаем как атом" ) и плакать от того, что надо терять время на изучение этой галиматьи. Хотя каюсь, может быть действительно раздражение связано с тем, что знакомство с предметом началось с марксистско-ленининского маразма.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 11
Автор: Melody
Дата : 16-06-05, Чтв, 12:26:10

Не знаю, философия ли этот "марксизьм", но ребёнок прирождённый философ. Ибо он постоянно спрашивает, ещё до того, как научится разговаривать.
Где-то я читала, что плачь ребёнка - по сути вопрос: "а любите ли вы меня? Нужен ли я, желанный ли я?" (ну, речь о первом плаче, не манипулирующем рёве, который ребёнок осваивает после полугода).
А потом дети, обычно, почемучки и, наверное, стОит их поощрять спрашивать. Иначе как они будут развивать науку, историю и искусство?

["...I come like a woman, who I am: spreading out through nights laughter and promise and dark heat, warming whatever I touch, that is living..."


Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 12
Автор: Chipa
Дата : 16-06-05, Чтв, 15:40:33

Вилли, ты живешь в плену мощных советских стереотипов: Б-г у тебя - маразматик, сидящий на облачке, философия ни черта не изучает. Главное, что она - единственно верная.

А ребенку, я считаю, никакая философия не нужна. Его надо просто учить думать, постигать, осознавать мир. Философию он потом будет учить. В университете...
***************************
ВЕРНЕЙШИЙ ПРИЗНАК ИМПОТЕНЦИИ -
ПОТРЕБНОСТЬ ИЗРЕКАТЬ СЕНТЕНЦИИ.   
Ю.Хейфец, из неизданного...
***************************
[ 16-06-05, Чтв, 22:40:53 Отредактировано: Chipa ]
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 13
Автор: Willy
Дата : 17-06-05, Птн, 01:37:52

Чипа, я очень надеюсь, что никакой философии ребенок учить не будет, если конечно не поступит на философский факультет. В свое время физика называлась натуральной философией, сейчас никто ее так не называет, ну и бога уже никто не привлекает ни для каких целей кроме внутренних, для собственного нормального мироощущения.

Я очень люблю анекдот о том как сидит мужик, пьет чай, размешивает его ложкой и говорит:"Вот и вся жизнь наша так как чай в стакане", его спрашивают:"Ты чего имеешь ввиду?", а он отвечает:"А хрен его знает, что я философ?"
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 14
Автор: Beny Gutman
Дата : 17-06-05, Птн, 04:57:33

Вот вот...во всём есть философия...и дети её усваивают...Философия,слава Богу не ограничена марсиско-ленинской ветвью(специально сочинённой и не выдержавщей проверку временем)
Философия Глобальна...Каждый...в наше время философ,в той или иной степени...и даже Ваши рассуждения о том нужна она или нет...уже делают из Вас...философа..
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 15
Автор: alexf
Дата : 17-06-05, Птн, 14:10:14

В постах у каждого, кто откликнулся на мой вопрос, я вижу достаточно философского отношения к необходимости философии. Даже Willi, противник постижения этого знания, все же, как мне показалось, не равнодушен настолько, насколько категоричен в высказываниях. Он отрицает философию с энтузиазмом и, еще так же показалось,с энтузазмом оскорбленного чувства по причине попранного права быть самим. а не таким как предписывалось раньше "марксизьмом", как тут хорошо его, этот самый ...изьм обозвали. Но Willi, при своем отрицании, все же проявляет себя, пусть и не осознавая, философом в суровых пределах отрицания отрицания (вспоминаем диалектику-она ж от рождения не марсисьсткая все ж таки) и рассуждает философски о НЕ необходимости философии. Пусть он для себя попрал философию и создал своим протестом некую williсофию.., что ей, философии, с того- со смены имени? Она, тем самым, свидетельствует. что чувствует себя по-хозяйски в его голове.

Но я все-таки о детях. Как тут много и правильно писали - дети безупречно философствующие особи. Вот только беда, они философствуют, как впрочем и все мы, на базе собственного опыта и в пределах своих понятий, зачастую доступных для понимания только им самим. А опыт их, мягко выражаясь, восхищает наивностью и блестящим идеализмом. Поэтому хотелось бы не только провести ребенка путем проб, ошибок и размышлений о пройденом с позиции всеощей необходимости (последнее, может случиться попозжее детства, разумеется). Это не только дорога радости познания, но и путь душевных травм, неприятных коллизий...
У Александра Македонского, как известьно, учителем был не кто иной, как Аристотель. Папа Александра, престарелый Филип2, а и тот понял, что если уж уить, то по-взрослому. А ведь мог бы детку забавлять, по-царски оградив от душевных волнений юную душу. И вырос бы из сына..не обязательно и свин, потому что и папа был не хряком. Но папа нечто такое важное знал, каковым опытом хочется воспользоваться и мне сметному.

Хотелось бы -в этом главный тезис моего понимания необходимости в системном изучении философии "с младых ногтей"- научить ребенка рассуждать о сущности вещей. видеть в малом общее. а в общем малое, отличать случайное от закономерноего или хотя бы предполагать одно из них в процессе оценки поступка и принятия решения и так далее, и так далее.

Только не нужно говорить, что я загнул. Все это я предполагаю необходимым излагать ребенку не в понятийных формах взрослой философии. Но в простых образных выражениях из житейских или литературных источников, характерных для возраста.
Можно и возразить, что каждый любящий и заботящийся родитель это и делает каждый день в процессе воспитания. В хорошей детской литературе довольно философии, а в сказках особенно, о чем тут справедливо писано. Согласен. В процессе воспитания можно вообще мимоходом выучиться всему. Ведь в до песталоциевские времена р большинстве случаев ьтак и было. Только для современного уровня знаний понадобится еще пол жизни прибавить, а то и целую (чему я не против, но не в моих силах, как говорится), для освоения всего это-раз. А два в том, что учебник(предполагаем-хороший)даст без исключений и в определенной (апробированной веками) последовательности базисные знания, которые начнут формировать системность в изучении мира вообще и наук, в частности.

Аргументы, типа того, что, мол, раньше без философий обходились, в расчет, надеюсь, не принимаем. Раньше без много обходились...А еще раньше вообще безо всего...

Но все же большщинство, как я понял - "за". Меня радует то. что я в коллективе единомышленников.
На советы копнуть поглубже в интернете, -увы- копал, но мало результативно. Разговоров о том, что такое есть много, а самого "того" не нашел и даже не нашел, где стучать в дверь.

P.S.Кстати, о неисчерпаемости электрона было написано в то время, когда эта идея была далеко не тривиальна.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 16
Автор: Beny Gutman
Дата : 17-06-05, Птн, 16:28:43

На Google наберите по русски "Философия для детей"...более 10 листов с перечнем сайтов и документов на эту тему...покопайтесь,там и методики есть разные..
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 17
Автор: Willy
Дата : 18-06-05, Сбт, 01:38:07

Автор: alexf
Дата : 17-06-05, Птн, 21:10:14


P.S.Кстати, о неисчерпаемости электрона было написано в то время, когда эта идея была далеко не тривиальна.


Да в этой фразе нуль информации - одно словоблудие, как впрочем в большинстве произведений данного автора, которые я имел несчастье детально изучать - настолько, что до сих пор из головы выбить цитаты не могу. Впрочем в любой философии нет ничего кроме слов, так не лучше ли детям читать художественную литературу? Или научно-популярные журналы? Там тоже слова, но хотя бы интересные и много фактической информации. А философские тексты лично мне читать скучно - много рассуждений и никакого критерия проверки их истинности!
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 18
Автор: alexf
Дата : 18-06-05, Сбт, 06:25:54

Автор: Willy
Дата : 18-06-05, Сбт, 08:38:07

Впрочем в любой философии нет ничего кроме слов, так не лучше ли детям читать художественную литературу?

Верно! Но я однако не встречал художественную литературу или научно-популярную, которая была бы в виде кубиков и шариков выточена из металла или камня...И те, как ни странно, из слов.

А философские тексты лично мне читать скучно - много рассуждений и никакого критерия проверки их истинности!

Служил я в армии когда, то со мной служил парень - скульптор с природным дарованием, вырезал из дерева интересно... Так он бахвалился(именно бахвалился!) тем, что за всю жизнь (правда, тогда нам было по 19 - сколько там было у него жизни...)прочел одну книгу да и той названия не помнит. Ну и что с того? Нужно ли считать это достоинством только потому, что он так считал?

А философские тексты лично мне читать скучно - много рассуждений и никакого критерия проверки их истинности!


Аааааа.... Так нужно и говорить. С таким подходом нужно читать исключительно арифметику и алгебру-там есть ответы в конце задачника.
И протом "практика-критерий истинны" - утверждение весьма спорное. Нобелевский лауреат, например, считает. что детерминированность-это вообще только частный случай в мирозданиии...
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 19
Автор: Willy
Дата : 18-06-05, Сбт, 14:21:19

Alexf, но есть тексты из слов, которые читать интересно так что не оторвешься - книжки хорошие например, а есть такие, что читать скучно. Понятно, что если нравится читать философию, то почему бы это не делать? Но что-то помнится мне большинству моих сокурсников делать это было скучно.

А что если не практика или скажем точнее эксперимент является критерием истины? Предложите рецепт. Детерминированность - понятие сложное, например в квантовой механике оно отсутствует, но тем не менее она дает четкие количествнные результаты, проверяемые на опыте. Что дает философия мне не понятно, когда-то столетия тому назад, пока Ньютон не сформулировал дедуктивный метод познания и он не был принят повсеместно, она была действительно важна, но сейчас непонятно ее применение. Но опть же тут дело вкуса, литература тоже не имеет применений она просто интересна.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 20
Автор: alexf
Дата : 18-06-05, Сбт, 18:38:39

Автор: Willy
Дата : 18-06-05, Сбт, 21:21:19

Понятно, что если нравится читать философию, то почему бы это не делать? Но что-то помнится мне большинству моих сокурсников делать это было скучно.

Уважаемый Willi!(это я так торжественно начинаю речь после стольких постов знакомства потому. что ниже буду писать такое, что может не понравится...то есть, пытаюсь уравновесить, так сазать...)
Но если задать вопрос о том-нра или не нра...читать фитлософию. например, студентам философского факультета и одновременно сельхозрабочим во время сбора помидоров, скажем, то получим вполне коррелирующие ответы с их родом занятий и интересов. Может Ваши однокашники просто принадлежат к другой половине человечества. переваривающей пищу, не задумываясь о смысле убиенной в этой пище жизни, к примеру? Или, что бывает чаще, на самом деле им нравилась философия. но не та. которую они читали, а та, что нравилась, им не казалась философской? Например, чудесные философские повести Вольтера (сильно рекомендую! И особенно "Кандид)"из покон веков" читали и читают как "просто" художественную литературу. К таким относятся и "Гаргантюа и Пантагрюэль"Рабле, и "Чума"Камю и почти все от Кафки, добрая писем Пушкина, Гоголя, (и"Мертвые души" так же в том ряду, кстати), декабристов, Дидро почти весь читается как блестящая художественная литература, да и старик Аристотель в купе со смногими сотоварищи из античности читается ныне как добротная художественная литература...и Ветхий завет. наконец...И еще уйма литературы философского наполнения и толка одновременно блистая художественными свойствами.
Другое дело, что философия, как научная дисциплина, требует, как и сопромат, и теормеханика, и прочая и прочая инженерия довольно большой точности в терминах и строгости в понятиях. Потому забавность чтения философии учебного характера, где втюхиваются азы науки. и никто из философова не позволяет себе давать учебные или научные тексты для свободного чтения без строгого понятийного и структурированного подхода (Допросвещенческий период не совсем в счет, по известным причинам)

Вам не приходилось заходиться в экстазе от прелестного чтения теоретических основ электротехники? Видимо нет. Почему же ожидать этого от философских трудов научного характера? Но, при этом, миру известно, что инженеры способны впадать в нечто подобное экстатическому состоянию, так сказать, восторгу от достижений пика творчества при решении совсем не забавных с виду, для не просвещенной публики, инженерных проблем. Другим может показатьсмя регулятор Уатта скучным и постылым...но только не настоящему механику, который способен увидеть в этом механизме вершину творчества и гармонию формы. Об этом можно не мало почитать...
А что если не практика или скажем точнее эксперимент является критерием истины?

Строго говоря, эксперимент-это не что иное как практическая деятельность, практика, то есть. И относительность истины известна ученым не как некий парадокс наукию, а как научная парадигма, имеющая вполне практический смысл. Эксперимент, претендующий в нашем сознании, на право быть истиной в последней инстанции сомнений в истинности проверяемого явления, все же относителен. Именно поэтому, бесконечное число экспериментов по проверки некоего факта бесконечно приближает экспериментатора к истине. но...всегда остается относительным. Отсюда вывод: практика критерий истины, но относительный. А относительность требует так же практического опыта. А это не что иное как отрицание отрицания...и так далее.

Детерминированность - понятие сложное, например в квантовой механике оно отсутствует, но тем не менее она дает четкие количествнные результаты, проверяемые на опыте.

Вы сужаете понятие детерминированности до физики или чего-то еще. Но ведь мир не ограничивается этим? Но вот то, о чем я писал со слов не росиийского Нобелевского лауреата с русской фамилией, касается и прочей части мира, включая и точные науки, и социальную сферу, например.
И это же касается и основы основ - философии, как дисциплины, естественным путем проникающей без усилий философов во все науки и, время от времени, извлекаемой из недр не философских наук совсем не философами, а мэтрами этих наук. Ньютон, если помните много занимался философией естественного. И так далее...
Что дает философия мне не понятно, когда-то столетия тому назад, пока Ньютон не сформулировал дедуктивный метод познания и он не был принят повсеместно, она была действительно важна, но сейчас непонятно ее применение.

Вы знаете, философия была важна и за многие столетия до Ньютона и еще даже ранее того, когда поячвилось определение "философия".
Ведь "философия" существует не только как наука, но и как способ интуитивного познания глубины вещей в любом деле, которое человек осваивает настолько глубоко, что достигает не специфических для этого дела основ. Весь вопрос в глубине погружения в материал и в широте познаний среза культуры, широко окружающей этот предмет интереса.

Вопрос применения... Диковинный вопрос. Простите, но так же спрашивает и человек, который, например, впервые в жизни увидин некую машину, которая неизвестно что, зачем и как делает. Корректно ли сомневаться в истине не пытаясь постичь ее? Приложите такое же сомнение к любому из дел, которыми Вы занимаетесь и ответьте сомневающемуся, что полезно постичь для начала имеющийся опыт потребления этого дела людьми, чтобы потом задаваться таким вопросом. Но парадокс в том, что вопрос такого рода исчезает по мере знакомства с предметом сомнений такого рода.
Но опть же тут дело вкуса, литература тоже не имеет применений она просто интересна.

"Абсолютная" истина
Искуство и литература не имеют прямой(непосредственной, то бишь) пользы, которая была бы очевидна или проявлялась в виде неких явлений, изменяющих наблюдаемые состояния вещей окружающего мира. Кстати, и фундаментальная наука то же...
Но есть и такая теория(я имел смелость даже предложить ее как-то в этот сайт под названием "К вопросу о происхождении искусства" ), что искусство, литература, наука имеют пользу физиологическую. Но это не регистрируемый сознанием процесс, который-увы-как и многие суждения о работе сознания, мышления не возможен для прямых измерений сегодня.
Но я лично убежден, что все, существующее в человеческой деятельности, имеет природу естественной потребности человека в этом, в том числе и то, что вредит нам или кажется бесполезным. Вопрос в понимании...
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 21
Автор: Willy
Дата : 18-06-05, Сбт, 23:51:20

Alrxf, но ТОЭ или сопромат или что-то из той же обоймы может и скучны, но необходимы инженерам, никто кроме специалистов их и не читает, вы же не собираетесь учить ТОЭ ребенка? Насчет литературы согласен - есть во многих хороших книжках своя философия, так и давайте детям эти книжки читать, если им интересно конечно, но зачем выделять философию как науку мне не ясно.

На Ньютона ссылаться не стоит - в те времена действительно философия была наукой наук и именно Ньютон превратил ее в физику, то есть был первым, кто предложил от умозрительных мысленных экспериментов перейти к изучению природы на основе экспериментов реальных. я ведь говорю о современности.

Что касается практики, то у всякого эксперимента есть своя точность, которую экспериментатор обязан оценить и именно с этой точностью и подтверждаются теории, ну а в философии, которая является дисциплиной чисто умозрительной даже такого относительного критерия истины нет. То есть это просто игра ума - есть много разных философских теорий и никто не может определенно доказать, что какая-либо из них имеет преимущество над другой. Как оценивать в этом случае философские теории? По красоте что ли, как литературу?
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 22
Автор: Н@талья
Дата : 19-06-05, Вск, 01:21:24

Willi, при своем отрицании, все же проявляет себя, пусть и не осознавая, философом в суровых пределах отрицания отрицания (вспоминаем диалектику-она ж от рождения не марсисьсткая все ж таки) и рассуждает философски о НЕ необходимости философии.

Вот-вот. И в этом он чуть не более всех высказавшихся - философ. А что выступает "против" - так это ничем не отличается от выступлений "за". Это напоминает разговоры про существование бога - кто-то верит, что он есть, кто-то верит что его нет.
На поверку оказывается, что все внешнее зло - лишь отражение внутреннего. © KaraNagai
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 23
Автор: Willy
Дата : 19-06-05, Вск, 07:19:45

Наталья, философией можно назвать что угодно, вон как в том анекдоте в моем постинге 13, но никакого отношения вся та белиберда, которую мы тут на форуме несем к философским системам не имеет.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 24
Автор: alexf
Дата : 19-06-05, Вск, 08:31:31

Автор: Willy
Дата : 19-06-05, Вск, 06:51:20

но ТОЭ или сопромат или что-то из той же обоймы может и скучны, но необходимы инженерам, никто кроме специалистов их и не читает, вы же не собираетесь учить ТОЭ ребенка?

Да. Но и ребенок не от рождения проникается с молоком матери пониманием важности и применимости ТОЭ. Только, когда человек попадает в учебное заведение, он начинает проникаться важностью дисциплин, которые ему преподают, хотя и не всех дисциплин, нужно заметить. Многие науки молодые люди со свойственным невежественной юности экстремизмом отрицают. Но только потому, что их собственный куцый опыт не включал в ранней жизненной фазе культурообразующего воспитания. Их воспитывали в русле и в рамках идей доступных для понимания их родителям, их школьным учителям и товарищам с косвенным влиянием на бытовом уровне и родителей однокашников, их дворового окружения...Ну, предположим, не встречался на пути Ваших товарищей по учебе учитель сродни Аристотелю (как у Македонского). Что из этого вытекает, вернее. что из этого может вытечь? Только то, чем наполнен сосуд знаний. Значит все факторы влияния на становление системы ценностей этих людей не включали никаких сколько-нибуть сильных намеков на жизненную силу знаний, которые им, в применимости к окружающему их быту и нравам, кажутся им бесполезными. Хотя, замечу просто так, справедливости идеи ради, человечество пролило больше всего крови в битвах именно за первенство философских идей. Как всякое знание, философия-увы-имеет в приложении к человеческим отношениям и силу добра, и силу зла.
Насчет литературы согласен - есть во многих хороших книжках своя философия, так и давайте детям эти книжки читать, если им интересно конечно, но зачем выделять философию как науку мне не ясно.

В общем, так и делается задолго до нашей с Вами переписки. Дают читать и сами им читают...
Но Вы ставите не соответствующий действительному положению дел вопрос- "...зачем выделять философию как науку..."? Никто не выделял философию как науку из известных мне людей. Философия не образована сознательной волей специалистов, возжелавших в какой-то момент времени отделить некоторую интересующую их область знаний в отдельный предмет исследования. Такое первообразование происходило с некоторыми науками, действительно. Но этот процес не коснулся и некоторых наук, в частности. Таких как: философия, геометрия, астрономия, физика, химия, лингвистика, криптография, управление, ...Ну нет у этих дисциплин основателей или даже более-менее компактного в хронологии времени основания.

Но, смею заметить, философия стоит первой в ряду естественным обзазом удовлетволявших любопытство человечества занятий исследовательским делом. Дело в том, что в основе философии лежит рассуждение, которое является естественной склонностью человека, освоившего вербальную технику. Речь человека, является таким же инструментом для философии, как созидательные и измерительные инструменты для естественных наук. Естественная склонность всего живого к приспособлению к окружающей среде вызвала, по-видимому, у человека потребность к социальным контактам с привлечением речи. У муравьев -химические вещества выступают в качестве информационного носителя, у обезьян жест и небольшой набор звуков, у человека - речь. Мне трудно судить о том, что побудило человека к рассуждениям и вербальному исследованию смыслов его интересующих явлений. Но уверен, что побудительный мотив физиологического свойства был, иначе мы бы не приобрели бы речь.   Вот эта способность к передаче знаний, информации всякого рода-это и есть фундаментальная причина жизненности и первородности философии.

Другое дело, что Вам и множеству людей еще совершенно и естественно нет необходимости в освоении категориального аппарата философии, вникать в ее структуралистику. Но это не значит, что вы не используете философию. Вы пользуетесь электричеством повсеместно и ,нередко, предпринимаете сложные манипуляции с электрическими приборами и цепями для достижения нужного эффекта, но вам при этом совершенно не нужно становится инженером-электриком. Аналогично обстоит дело с философией. Мы пользуемся ею повсеместно и охватываем ее влиянием все те предметы и процессы, о которых едва только начинаем что-то говорить. Мы рассуждаем, исследуем на вербальном уровне тему коммуникации, устраняем противоречия или вводим их с некоторой целью и...так далее. Мы филофофствуем все на уровне пользователей. Ну. а филоософы-это инженеры рассуждений и структуралисты общих подходов. Им нужны четкие инструменты-слова, обозначающие неким набором рамки понятийных форм, им нужны базисные знания о внутренних закономерностях самой науки, а не только мироздания...и прочее. Философия - наука фундаментальная, хотя у нее есть и некоторые прикладные возможности, которые касаются например, необходимости обобщений в любых областях знаний и необходимости установления наддисциплинарных связей в науках и других сферах деятельности.

Если кто-то может о себе утверждать, что он говорит, можно смело утверждать, что он же и философсктвует, хотя подавляющее большинство людей свои философские подходы ко всему, что они совершают не осознает.
На Ньютона ссылаться не стоит - в те времена действительно философия была наукой наук и именно Ньютон превратил ее в физику, то есть был первым, кто предложил от умозрительных мысленных экспериментов перейти к изучению природы на основе экспериментов реальных. я ведь говорю о современности.

Ваше утверждение не соответствует действительности.
Ньютон не превращал философию в физику. Это, извините, абсурдное утверждение. Ньютон расширил инструментальную часть исследований и усовершенствовал инструменты исследований, призвав философию в физику и укрепив ее за счет достижений ея.
И, замечу по большому секрету, никто так и не бросил мысленное экспериментирование (то бишь, философствование на специальные темы) в угоду оперирования набором "реальных данных". Машины способны потреблять из окружающей среды бесконечное число "реальных данных" и только человек рассуждающий, то есть философствующий, способен обобщать и специализировать эти данные, что иногда он частично поручает и машинам, закладывая нужную прошрамму.

Математика так и осталась преимущественно наукой мысленных экспериментов. Теоретическая физика то же продолжает быть исключительно наукой мысленных экспериментов. И так далее...Вообще...Вам не кажется, что для того, чтобы нечто создать, даже известное, нужно сначала создать в своей голове образ того предполагаемого к созиданию, то есть провести -по сути- мысленный эксперимент? Это так. Мы все этим занимаемся повсеместно, ежечасно и даже наше сознание, в части неподконтрольного нам подсознания, творит множество мысленных экспериментов перед всяким актом созидания. Например, обычное шагание по лестнице сопровождается непрерывной чередой образов. которые позволяют нам шагать, на прощупывая каждую ступеньку тщательно и непрерывно. Да и то, прощупывая, мы сначала составляем образ из репеторных сигналов, а только потом поставим ногу...
Что касается практики, то у всякого эксперимента есть своя точность, которую экспериментатор обязан оценить и именно с этой точностью и подтверждаются теории, ну а в философии, которая является дисциплиной чисто умозрительной даже такого относительного критерия истины нет.

Теория - суть философия той науки или части науки, теория которой и предлагается. Во многих естественных и зависящих в продвижении от экспериментов науках есть "свои" философские подразделения, кстати, пользующиеся повышенным внимание со стороны исследователей. Статьи их публикуются наравне со статьями об экспериментальных достижениях в тех же солидных естественно-научных изданиях.

В философии есть относительность критерия истины. Например, Энгельс, и Ленин позже, утверждали, что материализм не абсолютен. Энгельс, например, в письме писал, что Маркс потому так сильно настаивал на материализме, что все это происходило в эпоху засилья идеалистических миропредставлений. Но в дейсвительно он считал, что материальное от идеального отделено не безусловно. Ладно, вы можете по причинам общей не любви к Марксу так же относится с недоверием в его словам и словам его адептов. Но тогда возьмите, к примеру, Спинозу и Вы увидите те же идеи.

В философии относительность истины лежит в начале начал люого рассуждения о любой истине, так как сама логика философии, диалектика ее показывает. что рассуждая о чем-либо , мы тем самым строим рассуждение на сопоставлении новой идеи со всем предыдущим знанием. И это не зависит от нашего желания, но лежит в основе преемственности знаний и постулатов начал лююой из наук. Если в естественных науках постулаты утверждаются на доволльно длятельные периоды существования науки и подрыв их справедливости ведет к фундаментальным преобразованиям (как в случае с пятом постулате Эвклида), то философия непрерывно подрывает постулаты и именно внутреннее теоретизирование, моделирование вращается в философии вокруг постулатов как основного предмета этой науки. Но постулаты-то каковы! Они затрагивают основы основ наук. И потрясения постулатов неизменно потрясают и общество в целом и внутренние сообщества исследователей наук.
есть много разных философских теорий и никто не может определенно доказать, что какая-либо из них имеет преимущество над другой. Как оценивать в этом случае философские теории? По красоте что ли, как литературу?

Хорошо сказано!
Филофия не ставит целью и никто из ожидающих от нее результатов не нуждается в том, чтобы философия указала на абсолютную истину, как было бы в случае утверждения победы материализма над идеализмом. Например, КПСС, простите за выражение, уже однажды провозгласила эту победу и соответственным оказался результат перенесения мысленного эксперимента в область тупого следования вере в непогрешимость, в абсолют идеи.
Философия не ставит целью и никто-из тех,кто понимает-не ждет от философии побед остроконечников над тупоконечниками (помните, как в "Путешествии Люмюэля Гулливера" ). Философия другим занимается, как я уже здесь затрагивал эту тему.

Вот в вопросе "Как оценивать в этом случае философские теории?" есть много отношений не к самой философии, а к нашей светской, так сказать, жизни. Политики оценивают для своих популистских целей и чаще все эти оценки заканчиваются возвратом к плюрализму идей и продолжению безоценочного противостояния идей философии как нормальному условию движения общественнолй идеологии. Внутренние оценки, так сказать, внутрицеховые, где, как правило, говорят о качестве исследований базируются на вполне определенных критериях-наличиях строго очерченных понятий, соответствия терминов общему словарю науки, что обязательно для адекватности понимания написанного задукманному автором же, на внутренней не противоречивости, последовательности развития идеи, собственно определение идеи, внутренней логике...и так далее.

Философы разбирают произведения авторов и соискателей на звание философов довольно определенно. Хотя, нужно отдать долное реальности Ваших сомнений. Богатство речи нашей таково, что возможны искуссные манипуляции как у тех. кто представляет свои произведения в качестве философских, так и тех, кто их критикует. Однако, согласитесь, и в точных науках, достаточно ложных идей и некоторые существовали весьма долго. И это касается не только темных веков науки, но и нынешних дней рационального знания. И критиков теорий. которые пережили этих критиков в этих науках тоже было вдосталь и некоторые критики довольно успешно "заценивали" научные теории и отодвигали их вступление в научную жизнь.

Это общая проблема науки -оценивать.
Вон сколько уже сотен экспериментов ставят по теории относительности, а все продолжают сомневаться в оценках...
В философии так же, Просто инструментарий другой и категорийный аппарат доказательств и контрдоказательств построен на одних и тех же словах, на борьбе потсулатов, в наше время больше частью скрытой, на противопоставлении догматов веры, научной веры, той веры, которая сопровождает любую из наук (однако не путайте с религиозными верованиями - это другое)

А вот оценка по красоте...Блестящая метафора!
А ведь многие ученые в разное время привлекали наше внимание к тому, что хорошо работающая формула должна быть красивой!
Я убежден, что то объективно существующее в нас, человеках, что позволяет нам оценивать некие явления как прекрасные (по не канонизированным и формально неопределенным законам) по законам красоты, это объективное имеет отношение к мирозданию и его закономерностям черех существующего по этим же закономерностям организму чеоловека.

И если нам нечто кажется красивым, то есть, значит, нечто действительно важно для нас в этой форме прекрасног. Мы очениваем форму -называя ее красивой - как наиболее благоприятную для нас (не задумываясь, что благоприятность в значительной мере физиологического, не осознаваемого свойства), как. может быть, наиболее безопасную и наиболее соответствующую стимулам безопасного, как наиболее благоприятную для выживания, может быть, чем-то неясно и неосознанно напоминающую нам некие формы благоприятсвующие этому выживанию...и так далее..

Красота-это страшная сила, сказала Раневская. В науке так же.   
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 25
Автор: alexf
Дата : 19-06-05, Вск, 08:48:21

Автор: Н@талья
Дата : 19-06-05, Вск, 08:21:24

И в этом он чуть не более всех высказавшихся - философ. А что выступает "против" - так это ничем не отличается от выступлений "за". Это напоминает разговоры про существование бога - кто-то верит, что он есть, кто-то верит что его нет.

Ваше рассуждение напомнило мне притчу о слепых, которые отвечали на вопрос "Что это? Но при этом каждый из них ощупывал только какую-то из частей слона.
Вопрос о Боге, может быть, и лестный для Willi-вон он как взъерепенился на наши рассуждения, отказывая им даже в простом назывании - философствованиями. Хотя это так и есть, рассуждаем же на общие темы.

"А что выступает "против" - так это ничем не отличается от выступлений "за" - конечно. Отрицая нечто, соглашаешься с тем, что оно существует. Не имело бы места в системе существующего у этого человека - не заметил бы и пропустил бы мимо ушей. Не всякий камень в куче мы отмечаем как особенный по форме, скажем, по цвету...Соответствует образу чего-то существенному для нас- значит замечен будет, пусть и мимоходом.

А мне не напоминает разговоры о Боге. И Willi, предполагаю, не напоминает - он же противник умственных экспериментов
А Бог - это фантом сознания, образ в голове...ведь никто не может ни опровнуть на основе эксперимента его присутствие, ни доказать.
А философия есть. Какой уж тут фантом в голове. Столько людей ею занимаются и занимались вполне материально. Разве что, не верить в то, что все что было до и все то, в чем я не участвую сейчас- не существует. Есть и такой философвский феномен.

Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 26
Автор: Willy
Дата : 19-06-05, Вск, 16:43:52

Alexf - тут целый труд, в котором предстоит разобраться, на днях отвечу. Единственное хотел сказать, что я вовсе не противник мысленных экспериментов - это один из основных научных методов, но их стоит делать там, где о них будет реальная польза - то есть если они хоть что-то объяснят и главное предскажут нечто непознанное. Не стоит экспериментировать впустую. И не стоит сравнивать философские эксперименты с мысленными научными -теория относительности отлично работает в области своей применимости так же как и любая другая теория - где работает философия мне не ясно. Приведите хоть один пример из современной науки или другого вида деятельности, где бы философия дала хоть какой-то новый конкретный результат. Есть тьма бессмысленных научных теорий, но не знаю ни одной, которую бы люди возвеличили - словесная шелуха в науке сразу распознается. Приведите хоть один пример дурацкой научной теории которая бы увлекла умы людей?
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 27
Автор: alexf
Дата : 19-06-05, Вск, 18:25:07

Автор: Willy
Дата : 19-06-05, Вск, 23:43:52

...реальная польза...

Бывает ирреальная польза?
Что касается "пользы", то я убежден в полезности любого знания, включая научное и не научное. Хотя я далек от того, чтобы их смешивать. Просто их полезность для разного. Все, что человечество вызывает к существованию, через деятельность одного из индивидов, не обязательно определяется доминирующими тенденциями развития, то есть идет на пользу общему процессу развития, но обязательно полезно одной из множества тенденций (возможно, и сопротвляющихся главной) Польза от всего несомненна даже в том случае, если наносится непосредственный вред. Я пишу ужасные слова, так как меня обвинят в том, что я допускаю полезность множества преступлений...Я противник преступлений. но это не может отвратить меня от утверждения того,что всякое созидание (добра и зла)имеет пользу. И не отрицаю, что вред может перевешивать или быть таким огромным, что микроскопическая польза просто ничтожно незаметна на фоне этого вреда.
Не стоит экспериментировать впустую.

Не научное утверждение.
Если знать результат. то бессмысленен эксперимент. Если результат неизвестен. то любой эксперимент имеет смысл. Впустую никто не эксперементирует пока не знает результат. Но, если знает, и продолжает. то тогда, естественно, делает эксперимент впустую. Но это, знаете ли или патология, или фальсификация, или недостаток ума...
И не стоит сравнивать философские эксперименты с мысленными научными

Абсолютное предубеждение даже учитывая относительность истины
Конечно, не стоит. если заведомо ставите оценку эксперименту. Ну, так Вас, наверное, и не попросят это делать.
где работает философия мне не ясно

Сочувствую...
Приведите хоть один пример из современной науки или другого вида деятельности, где бы философия дала хоть какой-то новый конкретный результат.

Так философия не фабрика по выпечке булочек, чтобы давать результаты да еще и новые. Судя по Вашим рассуждениям, если Вы действительно заинтересуетесь философией. то для вас каждый день будет вдосталь результатов новых.
В одном Вы правы, философия не выдает угля на гора, не изобретает новые способы угледобычи и даже не рассказывает о старых, а потому в области угледобычи с позиции тон в смену прохоки - бесполезна.
Приведите хоть один пример из современной науки или другого вида деятельности, где бы философия дала хоть какой-то новый конкретный результат. Есть тьма бессмысленных научных теорий, но не знаю ни одной, которую бы люди возвеличили - словесная шелуха в науке сразу распознается. Приведите хоть один пример дурацкой научной теории которая бы увлекла умы людей?

"в Московии официально были объявлены "богомерзостными" геометрия и астрономия, вследствие чего земля считалась четырехугольной. В николаевские времена под запрет попала философия. Ибо, как авторитетно объяснил министр народного просвещения князь Ширинский-Шихматов, "польза философии не доказана, а вред от неё возможен". И потому "впредь все науки должны быть основаны не на умствованиях, а на религиозных истинах, связанных с богословием". В сталинские времена - в бронзовом, если угодно, веке русского национализма - роль "богомерзких" геометрии и астрономии играли генетика с кибернетикой. (Александр Янов)
http://www.soob.ru/n/2001/1/k/16
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 28
Автор: Melody
Дата : 20-06-05, Пнд, 01:54:17

Не знаю, одна ли я такая, но если философия - любовь спрашивать, то ,разве не благодаря ей развивается человечество? Т.е. все новые и старые теории и новшества, великие открытия в теории и на практике. Это почти как движение, которое есть жизнь.
По-моему всё начинаеся с вопроса, а в философии основа является вопросом. Да и смысл жизни, глобально, это вопрос, который [IMHO] помогает идти вперёд, строить нечто. А не просто есть-спать-портить воздух.
Сам вопрос "а нужна ли детям философия" - риторический, да? Ведь от положительного или отрицательного ответа ничего не зависит. Дети были и, надеюсь, останутся "почемучками". Достаточно просто не вмешиваться агрессивно. А вот учить их...как? Не представляю себе.

Мдя... учить может и не надо. Но философия им, по-моему, необходима.

["...I come like a woman, who I am: spreading out through nights laughter and promise and dark heat, warming whatever I touch, that is living..."


Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 29
Автор: N.F
Дата : 20-06-05, Пнд, 03:19:30

Автор: Willy
Дата : 17-06-05, Птн, 08:37:52



если есть физика, химия и биология, которые полностью объясняют мир без всяких философствований!

.


о том как сидит мужик, пьет чай, размешивает его ложкой и говорит:"Вот и вся жизнь наша так как чай в стакане", его спрашивают:"Ты чего имеешь ввиду?", а он отвечает:"А хрен его знает, что я философ?"

А я кстати да,(философ), несколько кислотный , но все же...Ну что же...Итак жизнь как чай. От чего зависит вкустность и ароматность(вобщем ништячность) чая ну и жизни раз уж философствовать лукаво?
1.качество заварки
2.способ приготовления(спешит ли приготовитель либо готовит медленно с душой)
3.правильность приготовления в зависимости от вкуса потрибителя(сладкость крепость/температура при употреблении)
4.компания или обстановка в которой данный стакан чая выпивается.
5. что-то еще
Итак рождается человек.Может ли такое быть что заварка у него плохого качества? Ну гены он получил фиговые и по-этому ничего путного из его жизни не выйдет.У меня например мнение что все рождаются с довольно сносной заваркой и чай ничего себе получился бы если бы не кое-что дальше в процессе готовки испортилось бы например.
Короче философствовать можно на тему и без темы .А дальше по пунктам мне лень.

Я например начала свою философскую карьеру в лет пять, а было это так:я задалась вопросом -я существую?
Подошла к зеркалу оно как бы намекнуло что-да сущестуешь, вон стол существует, окно существует, а вон твое отражение а значит и ты...но в философствовании я пошла дальше: А может зеркало врет и ничего не доказывает? Вот прохожу мимо мамы тихонечко так ,она мне улыбается че-то лепечет.Я думаю раз так, значит на что то же она отриагировала, не будет она просто так это делать ,видать на меня отреагировала-а значит я существую.

дальше я философствовала на тему мыслей:
-вкусное яблоко-подумала я
-а кто это подумал?-подумал кто-то во мне
-а кто подумал-а кто это подумал? подумал еще кто-то во мне или все те же
задумалась так над всем этим и пошла играть с друзями в мяч во двор.(с мыслью фиг его знает кто я, где я и вообще)

[ 20-06-05, Пнд, 10:21:14 Отредактировано: N.F ]
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 30
Автор: Н@талья
Дата : 20-06-05, Пнд, 04:02:23

Итак жизнь как чай. От чего зависит вкустность и ароматность(вобщем ништячность) чая ну и жизни раз уж философствовать лукаво?
1.качество заварки
2.способ приготовления(спешит ли приготовитель либо готовит медленно с душой)
3.правильность приготовления в зависимости от вкуса потрибителя(сладкость крепость/температура при употреблении)
4.компания или обстановка в которой данный стакан чая выпивается.
5. что-то еще

качество чайника (ехидно так) - денюшки, короче.
На поверку оказывается, что все внешнее зло - лишь отражение внутреннего. © KaraNagai
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 31
Автор: Willy
Дата : 20-06-05, Пнд, 05:48:06

Автор: alexf
Дата : 20-06-05, Пнд, 01:25:07

"в Московии официально были объявлены "богомерзостными" геометрия и астрономия, вследствие чего земля считалась четырехугольной. В николаевские времена под запрет попала философия. Ибо, как авторитетно объяснил министр народного просвещения князь Ширинский-Шихматов, "польза философии не доказана, а вред от неё возможен". И потому "впредь все науки должны быть основаны не на умствованиях, а на религиозных истинах, связанных с богословием". В сталинские времена - в бронзовом, если угодно, веке русского национализма - роль "богомерзких" геометрии и астрономии играли генетика с кибернетикой. (Александр Янов)
http://www.soob.ru/n/2001/1/k/16


Ну это не показательные примеры - мы же не о диктаторских режимах, а о свободном научном обсуждении. С дурацкой теорией вас ни в одном нормальном журнале просто не опубликуют, будете по интеренету ошиваться как многие графоманы, предлагающие новые теории объяснения всего на свете, где обычно нет ни одной формулы - мне эти теории очень напоминают философию своей бесполезностью.

Мне сложно спотить с вами о пользе какой-либо человеческой деятельности - это дело вкуса, но хотелось бы напомнить цитату знаменитого советского физика Ландау:
«Жизнь человека слишком коротка, чтобы браться за безнадёжные проблемы; память ограниченна, и чем больше научного сора будет засорять твою голову, тем меньше останется места для великих мыслей». Не является ли философия, претендующая на звание науки, именно таком сором?
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 32
Автор: alexf
Дата : 20-06-05, Пнд, 14:12:10

Автор: Willy
Дата : 20-06-05, Пнд, 12:48:06

....и чем больше научного сора будет засорять твою голову, тем меньше останется места для великих мыслей». Не является ли философия, претендующая на звание науки, именно таком сором?

Трудно ответить в предложенном Вами стиле и духе, но я попытаюсь...
А вот пословица "Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит" не про тех, кто не изучая существо проблемы просто по внешним признакам клянет ее или пренебрегает ею? И не нагружайте меня, пожалуйста, заданиями по доказательству Вам того, что Вы и так уже бездоказательно отвергаете.

Относительно Вами приведенной цитаты от Великого...
Вы еще найдите цитату, которая про что-нибуть свое, а не про наш предмет дискуссии. Потом так же вольно интерполируйте ее на Ваши воззрения на философию. И припишите все Вами же придуманное цитируемому классику. Вам это будет приятно, мне ни по чем, а дискуссии, что мертвому припарка.

К заключительной главе эпиграф:

"За картами разговор зашёл о философии.
    - Вот ты, - начинает Анна, - философию изучаешь, а толку никакого. В карты постоянно проигрываешь. А Серёжа твоей философией не интересуется, зато всю игру видит, как на ладони."
"Философия"Юрий Зверев.

Еще раз, с Вашего позволения, пройдемся по аргументам:
"против"
1. Нет конкретной осязаемой и измеримой физическими параметрами пользы
2. Нет формул, то есть знаков математических, а все представлено в структурах речи, то есть в знаках языка.
3. Невозможность оценки без изучения (вспоминаем у Вас:"есть много разных философских теорий и никто не может определенно доказать, что какая-либо из них имеет преимущество над другой" )

"за" (то есть от моей персоны-за всю философию как науку не тщусь тщетно и не испорчен настолько высокомерием, чтобы распинаться за наследие тысяч поколений)
1. Предмет философии изучает закономерности и возможности процесса познания, соотношение нашего знания с объективной реальностью, условия и критерии достоверности и истинности познания; изучает мир в целом в отличии от прочих наук, изучающих части мира.
2. Конкретную пользу имеет для развития мышления.
3. Так же, как прочие науки, имеет бытовые уровни проявления, так как проявляет себя в способностях мыслить и также, как прочие науки, на бытовом уровне не осознаваема в качестве науки.

Из этого хоть и грубого, но достоверного сопоставления, я могу только сделать один вывод: хотите понимать-узнайте предмет Ваших сомнений.

Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 33
Автор: alexf
Дата : 20-06-05, Пнд, 14:21:24

Автор: Melody
Дата : 20-06-05, Пнд, 08:54:17

Сам вопрос "а нужна ли детям философия" - риторический, да? Ведь от положительного или отрицательного ответа ничего не зависит. Дети были и, надеюсь, останутся "почемучками". Достаточно просто не вмешиваться агрессивно. А вот учить их...как?

Совершенно с Вами согласен-риторический.
И для меня не было вопроса:учить или не учить ребенка философии. Был вопрос в том, как Вы справедливо пишете -как?
Мне не хотелось браться за дело без хорошего учебного материала. Выяснилось, что такие материалы есть. Хочу прочесть и, возможно, внедрить в процесс.
А так, приходится самим, надеясь на правильность адаптации на уровне здравого смысла "взрорслых" знаний.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 34
Автор: Willy
Дата : 20-06-05, Пнд, 23:47:08

Автор: alexf
Дата : 20-06-05, Пнд, 21:12:10

[А вот пословица "Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит" не про тех, кто не изучая существо проблемы просто по внешним признакам клянет ее или пренебрегает ею? И не нагружайте меня, пожалуйста, заданиями по доказательству Вам того, что Вы и так уже бездоказательно отвергаете.



Alexf, да в том-то и дело, что учил я философию (правда марксистско-ленинскую, но там и о других философских системах вкратце говорилось) поневоле целых два года и экзамены сдавал причем на отлично и рефераты писал и все эти эмпириокретинизмы, диалектики природы и антидюринги чуть ли не наизусть знал в свое время - до сих пор цитаты из головы не улетучиваются! Впечатление от изученного настолько тягостное, что своих детей в жизни бы не стал этому обучать. Впрочем это конечно мое личное мнение, которое впрочем разделяется многими моими знакомыми имевшими несчастье изучать те же самые курсы!
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 35
Автор: Костена
Дата : 21-06-05, Втр, 01:54:37

Автор: alexf
Дата : 19-06-05, Вск, 15:48:21


А Бог - это фантом сознания, образ в голове...ведь никто не может ни опровнуть на основе эксперимента его присутствие, ни доказать.

не согласна. Где написано, что Бог - это фантом?
"...Слово было Бог..." (Иоанн гл.1) (уже который раз цитирую и почему-то никто не слышит) А присутсвие слова нужно доказывать?
Alexf, да в том-то и дело, что учил я философию (правда марксистско-ленинскую, но там и о других философских системах вкратце говорилось)

Дилетантизм - очень вреден (видел я звезды - ничего особенного, это такие маленькие светлячки, которые светят в небе?) По-моему отсюда стойкое отрицание философии. Хотя само слово философия означает - ЛЮБОМУДРИЕ.
Человек всегда стремится получить глубокие знание, т.е. обрести мудрость. Учит ли химия, физика и т.д. мудрости? Познание сути вещей - философия. Был бы ли Ломоносов гигантом науки, если бы не был философом?
Без познания сути нельзя построить ни одну науку. Любая наука начинается с определения, которое дается именно философией. Наука - без определений, стройной системы рассуждений, что это - набор формул? А философия как раз и выстраивает науку в стройную систему, вливающуюся в единую картину мироздания. Т.к. именно философия и изучает основы, заложенные в построение мира, т.е.мудрость.

Мне не хотелось браться за дело без хорошего учебного материала. Выяснилось, что такие материалы есть. Хочу прочесть и, возможно, внедрить в процесс.

А детские рассказы Л.Н.Толстого?
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 36
Автор: Костена
Дата : 21-06-05, Втр, 02:02:57

Автор: Н@талья
Дата : 16-06-05, Чтв, 08:04:57

...например, что главное - добыть щуку.
Сказки - сила!

Боюсь показаться занудой, но все сказки символичны. Т.е. каждая вещь, отражает суть заложенного. Емеля же не карася поймал, а именно щуку. То, что прячется за корягами, в мутной воде и сразу не увидишь. Т.е. Емеля-то смог поймать (увидеть) то, что было не на поверхности, а сумел проникнуть в глубину. Потому-то все его желания и исполнялись. И стал он царем положения. И в общем-то вы правы - главное - поймать щуку.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 37
Автор: Гримнир
Дата : 21-06-05, Втр, 03:27:42

Автор: Костена

Боюсь показаться занудой, но все сказки символичны. Т.е. каждая вещь, отражает суть заложенного. Емеля же не карася поймал, а именно щуку. То, что прячется за корягами, в мутной воде и сразу не увидишь. Т.е. Емеля-то смог поймать (увидеть) то, что было не на поверхности, а сумел проникнуть в глубину.
Вот кто-кто, а Емеля никуда не проникал: он щуку свою зимой поймал, в проруби, так что никуда смотреть он в принципе не мог, а щука ему досталась исключительно благодаря везению (ну или сюжету сказки).

Автор: Костена

А детские рассказы Л.Н.Толстого?
Ну и зануда же был этот Толстой. Терпеть его сказки в детстве не мог. Вот - не только мне Толстой не нравился.
От Чукотки до Финляндии - все болеют за Рохляндию!
[ 21-06-05, Втр, 16:48:19 Отредактировано: Гримнир ]
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 38
Автор: Костена
Дата : 21-06-05, Втр, 04:21:15

а моей дочери нравился и даже очень. Здесь можно подобрать и другие сказки и рассказы, нужно, естественно, смотреть на реакцию ребенка.
а Емеля никуда не проникал: он щуку свою зимой поймал, в проруби, так что никуда смотреть он в принципе не мог, а щука ему досталась исключительно благодаря везению (ни или сюжету сказки).

Ну что опять только по поверхности плаваем, я ж не говорила, что он в глубину за этой щукой нырял. А что сама щука - символ того, что спрятано глубоко и сразу не узришь.А зима, кстати, символ разума.

[ 21-06-05, Втр, 11:23:15 Отредактировано: Костена ]
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 39
Автор: Willy
Дата : 21-06-05, Втр, 07:03:19

Автор: Костена
Дата : 21-06-05, Втр, 08:54:37

Учит ли химия, физика и т.д. мудрости? Познание сути вещей - философия. Был бы ли Ломоносов гигантом науки, если бы не был философом?


Физика и химия, я вляются безусловными и обязательными элементами мировой культуры, наряду с литературой и искусством, к сожалению многие считающие себя культурными люди не знают их основ. И познание сути вещей - наука ибо только она дает описание природы, что дает философия мне после двух лет ее весьма детального изучения осталось неясным - мудрости в ней в отличие от других дисциплин я никакой не нашел. Пока никто не указал мне конкретно на ее пользу, ну разве что ум развивает, но этого же можно добиться читая книжки и решая задачки по математике.

Ломоносов вовсе не является гигантом науки ибо он не сделал ни одного крупного научного открытия, и не оказал влияния на ход современной ему науки, он действительно был великим организатором науки в России, поэтом, но никак не великим ученым.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 40
Автор: alexf
Дата : 21-06-05, Втр, 13:56:31

Автор: Костена
Дата : 21-06-05, Втр, 08:54:37

не согласна. Где написано, что Бог - это фантом?

"...Слово было Бог..." (Иоанн гл.1)

Чем Иоан лучше какого-нибуть Абрама или Юрия Апполинариевича, или..?
Мало ли что написано в литературе, пусть то и наиизвестнейшая из них.
Почему бы плюрализму мнений ради, не процитировать хотя бы, к примеру, Горького из его произведения "Фарфоровая свинья". Нет, никаких намеков, но там тоже много слов, пригодных для цитат ничуть не менее, чем в других книжках, пусть и названных кем-то главными. Но я никак не желаю Вас обидеть, но только сомневаюсь в бОльшем величии библейских персонажей, чем прочих персонажей литературы.

Вот то, что Бог фантом сказано только у меня в письме. Хотя, впрочем, не смею утверждать без оглядки - может кто-нибуть уже это говорил и раньше. Отдельные слова, знаете ли, не обладают патентным иммунитетом и употреблять их вольно может всякий.

Бог-фантом по сути выражение безобидное. Я же не о чьем-то персонально уважаемом Боге пишу, но только о Боге вообще. Персональный Бог - это фантом в персонально чьем-то сознании.   Но я такого не писал
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 41
Автор: alexf
Дата : 21-06-05, Втр, 14:23:19

Автор: Willy
Дата : 21-06-05, Втр, 06:47:08

Alexf, да в том-то и дело, что учил я философию (правда марксистско-ленинскую, но там и о других философских системах вкратце говорилось) поневоле целых два года и экзамены сдавал причем на отлично и рефераты писал и все эти эмпириокретинизмы, диалектики природы и антидюринги чуть ли не наизусть знал в свое время - до сих пор цитаты из головы не улетучиваются!

Как один форумчанин пишет что-то вроде зтого:"Я плачусь весь"
Очень жалостливо.
У меня, в отличие от Ваших сдавальческих обязалок был совсем другой интерес. Я, как и все, в институте прошел соответствующий курс "марксистско-ленинской" религии, в смысле превращенной КПССом в религию ужасно догматического учебного чтива. Учебники... -оторопь брала. Но вот первоисточники меня заинтересовали. Прежде всего тем явным и поражающим противоречием тому, что КПССа утверждала, как о якобы воплощением этой теории в нашей жизни.
Чтобы понять в чем причины не совпадений и лжи, я начал самостоятельно и углубленно изучать. По мере погружения пришел к выводу о необходимости брать материал шире, чтобы не погрязнуть уже в собственном догматизме, став преверженником однобоких взглядов. Ну, и пошло и поехало...
Может у Вас простая идиосинкразия на абзацы слов без математических формул? Шучу, конечно, отчасти, но лишь отчасти. Мне кажется, что Вы сами сопротивлялись(может и подсознательно), как и миллионы сограждан, в свое время, влиянию пропагадистского давления, которым правящая верхушка силком впихивала в мышление стереотипы ложных образов реальности. И совершенно естественно, как опять же у многих людей под влиянием того же прессинга у Вас выработалось неприятие. Но так как нормальный инстинкт самосохранения не выталкивал Вас с протестом на улицу, то протест по силе равный давлению на Вас вылился на инструменты давления. Это непроизвольная подсознательная естественная реакция на сложные формы агрессивной пропаганды - протест вызывают чаще не причинные силы, а способы и средства.
Впечатление от изученного настолько тягостное, что своих детей в жизни бы не стал этому обучать.

Тут уж я с Вами абсолютно согласен-тому, что Вас ввело в состояние духовной обструкции я не стал бы учить и своих детей тоже. Но только тому. А "то" к философии имело отношение только по названию.
Назовите физикой гадание на картах -ведь не поверите?   
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 42
Автор: alexf
Дата : 21-06-05, Втр, 14:35:43

Автор: Willy
Дата : 21-06-05, Втр, 14:03:19


Автор: Костена
Дата : 21-06-05, Втр, 08:54:37


Прошу великодушно прощения за вторжение в диалог, но хочу отметить Вам Willy, что есть в сообщении уважаемой Костены та же ошибка. какую я подразумеваю в отношении уже философии у Вас.
Ведь похоже, что Костена доверилась просто учебнику в том, что касается величия г.Ломоносова - "первого русского университета". А великодержавие было в КПССной империи частбю пропагандистского трюка по удержанию общественного сознания в русле правящих идей еще и при помощи лжепатриотизма. И Ломоносов был лучшим из первых и единственным из многих, и прочие русские ученые открывали все подряд первыми и чуть ли не все.
Но Костена, как мне показалось, использовала пример Ломоносова просто как метафору или, наверное, вернее будет сказано. как аналогию. Просто попыталась обойти многословие и опереться на известный учебниковый образ. Она писала не о Ломоносове, так что и заостряться на этом человеке излишне в этой теме.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 43
Автор: alexf
Дата : 21-06-05, Втр, 14:52:57

Автор: Willy
Дата : 21-06-05, Втр, 14:03:19

Пока никто не указал мне конкретно на ее пользу, ну разве что ум развивает, но этого же можно добиться читая книжки и решая задачки по математике.

Ну, не ум, а мышление, вооще-то.
И ум, говоря по-Вашему, не резина, развитие которой привычно и по обыкновению считается сосредоточенным в размерах. Мышление оно развивается разными своими возможностями и развивает свои разные возможности. Известны феномены с колоссальной памятью, но с посредственными логическими и другими способностями. Есть люди, обладающие феноменальными способностями в области линвистики, но ...и все...И так далее...

Да и наука нам во множестве поставляет таких феноменов, которые проявляют способности то в том, то в этом, но редко во многом, что касается мыслительных способностей. Не зря нобелевских лауреатов выбирают не из тысяч, а из единиц, в то время как в науке миллионы исследователей.
Так же ни у одного из исследователей мозга и мышления нет убеждения в исчерпаенности тех знаний о свойствах и способностях мышления, которыми мы априори обладаем.

Кто знает, может быть конкретно Вам философия уже и ничего не может дать или не могла никогда. Может и не так. Но Вы так рьяно отстаиваете свое право не знать, что так и тянет согласиться и сказать: ну, не знайте, Бог в помощь. Но вот только потому, что я не верю в существование Бога, то не могу Вам так сказать и только потому пытаюсь обсуждать.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 44
Автор: F.Snork
Дата : 21-06-05, Втр, 15:02:03

Автор: Willy
хотелось бы напомнить цитату знаменитого советского физика Ландау:
«...чем больше научного сора будет засорять твою голову, тем меньше останется места для великих мыслей»


Бедняга Ландау не знал, что его драгоценные мозги используются на 5% !
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 45
Автор: alexf
Дата : 21-06-05, Втр, 18:17:02

Автор: F.Snork
Дата : 21-06-05, Втр, 22:02:03

Бедняга Ландау не знал, что его драгоценные мозги используются на 5% !

Недавно читал где-то, что это мнение ошибочно-мозг, мол, на самом леде используется стопроцентно в пределах своей организации. Так что может и правда, что не следует засорять. Другое дело, что организация мозга требует такой напряженной работы, что по сути он заполнен на все сто или почти. А где организация не вполне, так ей что есть мусор, что нет-не мешает по-всякому...
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 46
Автор: Костена
Дата : 21-06-05, Втр, 20:46:02

Но Костена, как мне показалось, использовала пример Ломоносова просто как метафору или, наверное, вернее будет сказано. как аналогию. Просто попыталась обойти многословие и опереться на известный учебниковый образ.

YES! YES! можно Энштейна или Ньютона,или др. не важно, важен сам подход к изучению наук через философию.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 47
Автор: Гримнир
Дата : 22-06-05, Срд, 04:08:49

Автор: Костена
Дата : 22-06-05, Срд, 03:46:02

Но Костена, как мне показалось, использовала пример Ломоносова просто как метафору или, наверное, вернее будет сказано. как аналогию. Просто попыталась обойти многословие и опереться на известный учебниковый образ.

YES! YES! можно Энштейна или Ньютона,или др. не важно, важен сам подход к изучению наук через философию.
Можно поподробней: что за подход через философию был у Эйнштейна?
От Чукотки до Финляндии - все болеют за Рохляндию!
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 48
Автор: Костена
Дата : 22-06-05, Срд, 04:23:49

Нет, никаких намеков, но там тоже много слов, пригодных для цитат ничуть не менее, чем в других книжках, пусть и названных кем-то главными.

Дело-то в том, что Библия, как и другие духовные книги не названы КЕМ-ТО главными, они являются таковыми, потому что по степени воздействия на жизнь людей их другие книги не превзошли. И то, что написано в других книгах - просто расширенные понятия того, что написано в духовных. Ничего нового в литературных сюжетах, помимо того, что написано, допустим, в Библии, нет. И еще, пусть Бог-Слово для вас не авторитет, но никто еще не занимался, я имею последователей точных наук, воздействием слова на человека. Вернее сейчас начали заниматься, но почему-то официальная наука, данных исследований не признает.А философия-то как раз из всех наук, наиболее приближена к этому понятию - Бог-Слово.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 49
Автор: Willy
Дата : 22-06-05, Срд, 04:39:40

Как правильно заметил Гринпис, ни один из ученых начиная с Ньютона не использовали философию в научных изысканиях - Ньютон был здесь первым, сказав знаменитые слова "гипотез не измышляю" и ввел так называемый дедуктивный метод изучения природы, где теория обязана была в первую очередь объяснить наблюдаемые явления и предсказать новые. Философия применялась последний раз учеными думаю только в античные времена. Кстати математика тоже в каком-то смысле не является наукой - это скорее методология, но в отличие от философии она необходима для постижения мира!

Alexf, да я не об учебмиках марксизма-ленинизма, я именно о первоисточниках, которые мне тоже поневоле уже после института пришлось детально проштудировать, так что я их чуть ли ни наизусть знал и главы из альтернативных философий тоже пришлось тогда почитать. Так что предмет я знаю и даже рефераты по нему писал. Впечатление - одни словеса, переливание из пустого в порожнее, ни одного конкретного вывода или предсказания или рецепта! Ну за исключением истмата, который предсказал мировую революцию и коммунизм - вывод как мы видим сейчас ошибочный. Понимаете, в жизни можно заниматься чем угодно, например астрологией или или колдовством или религией(впрочем последние занятия полезны ибо есть много дураков, готовых за это платить деньги - чем от этих предметов отличается философия мне не ясно, ну разве что тем, что в ней не содержится явно неправильных утверждений, но все же если она считается наукой, то от нее должен быт какой-то толк, кроме чисто тренировочного для мозгов.
Профиль 

Нужна философия для маленьких детей?№ 50
Автор: Большой Грызь
Дата : 22-06-05, Срд, 04:56:43

Дело-то в том, что Библия, как и другие духовные книги не названы КЕМ-ТО главными, они являются таковыми, потому что по степени воздействия на жизнь людей их другие книги не превзошли

На всех людей?
На меня, например, Библия не оказывает такое уж сильное воздействие.. Ммм... Возможно скажу кощунственную вещь, но "слабовато написано". В смысле, сила воздействия написанного в Библии гораздо меньше, чем сила воздействия написанного в других книгах. Для меня, разумеется. Причем необязательно духовных книгах.
Ничего нового в литературных сюжетах, помимо того, что написано, допустим, в Библии, нет

В Библии описаны сюжеты, в которых обычный человек превращается в Творца новой Вселенной, Бога оной? Описаны его возможные переживания и переосмысления?
И еще, пусть Бог-Слово для вас не авторитет, но никто еще не занимался, я имею последователей точных наук, воздействием слова на человека. Вернее сейчас начали заниматься, но почему-то официальная наука, данных исследований не признает.А философия-то как раз из всех наук, наиболее приближена к этому понятию - Бог-Слово

Нее.. убейте меня, но я не понимаю, "зачем, собственно, Бог" (ц)... С каждым разом я вижу, как Бога ассоциируют с разными уже существующими словами. Природа - Бог, Вселенная - Бог, Слово - Бог. ЗАЧЕМ? Почему недостаточно написать, что "Слово оказывает сильное воздействие на человека"? Зачем приплетать к этому Бога? Просто "слова" - недостаточно? Слишком мелкое "слово" это "Слово", нужно усилить его непонятным, абстрактным, мистическим "Богом"?
Жизнь человека немного стоит по сравнению с его делом.
Но чтобы делать дело, надо жить.
(Э. Хемингуэй)
Профиль 


Вы не зарегистрированы либо не вошли в портал!!!
Регистрация или вход в портал - в главном меню.



 Просмотров:   006341    Постингов:   000084