Троц
|
Дата : 24-11-08, Пнд, 02:31:12
Сколько "врагов народа" уничтожили под эти Горьковские слова. Кстати пролетарский писатель вынужден был продаться большевикам и уехать из солнечной Италии в хмурую и ненавидимую им Россию исключительно из обывательских соображений - не было чем семью кормить, а Сталин обещал благополучие!
В общем-то, так и было. Но когда Горький говорит: "Если враг не сдается, его уничтожают", "Кто не с нами, тот против нас" - он повторяет нечто гораздо более древнее.
"А кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч, я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку -- домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин меня; и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин меня; и кто не берет креста своего и следует за мною, тот не достоин меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее."
Обывательские мотивы Горького, и вообще жизненные обстоятельства тех или иных людей, не отменяют правильности или неправильности их мыслей. Мысли опровергаются не пороками тех кто их высказал, а логикой других мыслей. Об этом я уже писал. Высоцкий был алкоголиком, но это не значит, что от его стихов и песен можно просто так отмахнуться.
Вспомните вашего любимого Маркса о том, что материальное первично, так что обывательщина - основа существования человечества и это не изменишь никакими лозунгами.
Ответом на это будет опять-таки "простынь", пусть Ольга ее не читает, но если Вы интересуетесь моим отношением к вопросу, то это нужно прочесть. Были уже такие споры.
" - Благодать, - промолвил отец Николай, останавливаясь и опираясь на длинный посох. - Ты на дворе упомянул про корытное счастье. Что ж, оно, может быть, и корытное, да настоящее... Произрастание... Им же всё и созиждено: трава, деревья, скот всякий, хаты, мужики, птицы, мы с тобой... всё, что видишь в окружности, - он неторопливо, широко провёл рукой, - всё создано произрастанием, корытным счастьем, по-твоему. - Произрастание - дело неосмысленное и стихийное, - возразил я. Отец Николай снял широкополую шляпу, провёл рукой по волосам, ответил: - Ну да, стихийное. Бог дал древний закон жизни: "В поте лица добывайте хлеб себе, плодитесь, множитесь, наполняйте землю". И ещё в книге "Руфь" сказано про семью: "Твой бог будет моим богом, и твой народ будет моим народом". В этом закон и пророки, этим всё держится. Кто преступает этот закон, тот гибнет, испытывает несчастия, несёт кару, становится отступником, грешником, ибо он мешает жизни, произрастанию. Люди, - он мельком посмотрел на меня, - люди устраивают бунты, революции, мечтают о вселенском счастье людей, но никогда на земле ничего не созидалось бунтами и революциями. Миллионы людей, - закончил он твёрдо и решительно, - живут законом произрастания, не вашим законом. Чудо чудеснейшее окрест, а вы говорите: корытное счастье. Играя желваками на загорелом мясистом лице, он смотрел вослед уходящему солнцу. - Величайшее чудо, - ответил я, - человек со своей творческой мыслью и руками. Величайшее чудо, дядя, когда из тёмного хаоса, из недр бытия, из косной материи через кусок протоплазмы возник сложный организм и вспыхнула смутная, непокорная творческая мысль, когда было создано первое искусственное орудие, топор, каменный лук, освобождающие человека от слепых и злых стихийных природных сил. Произрастание создано в ужасающей, в смертельной борьбе, в неисчислимых поединках. Перо птицы, любая травинка - появились в результате мучительнейшей борьбы. Человеку нужно не произрастание, а творчество. Петух, собака, свинья, колос ржи, пшеницы, овса, лук, редиска - всё сотворено в известном смысле человеком, создано им, отобрано, взлелеяно. - Для чего и во имя чего взлелеяно? - полунасмешливо и снисходительно спросил отец Николай. - Для произрастания. Всё, о чём ты говоришь, одни лишь поправки, основное в библейском законе. - Хороши поправки, - возразил я, - они изменяют и подчиняют природу, из раба делают человека господином вселенной. И кроме того - бывают эпохи, моменты, когда нарастают силы, мешающие человеку и окружающему произрастать как следует. Тогда надобно удалить всё, что мешает. Отец Николай подумал, отогнул конец рукава рясы, ответил: - Бывает. И про борьбу знаю, кое-что помню. Я не о том сказал про бунты и революции. Может быть, не моего ума это дело. Я о другом хотел сказать. Нужно пахать, сеять, разводить скот, сады, рожать и питать детей, это - главное. Всё остальное приложится. Вы, взыскующие нового града, не знаете и не чувствуете радость хозяина, когда он видит выводок цыплят, заботу его, когда он окучивает дерево или делает прививки яблоне. Вы полагаете - он о барышах думает. Не только о барышах, а иногда и совсем о них не думает: он радость произрастания испытывает, он видит плоды трудов своих, он радуется живому. В России иначе нельзя. В России вон сколько земли. Она зовёт к себе. Она у нас не прощает измен. А вы забываете об этом, не так живёте, да ещё надсмехаетесь над этой жизнью, называя её корытным счастьем. Медленно живём мы, скучно. Иной раз, бывает, и нас посещает беспокойный дух, а только жить надо по библейскому закону, иначе сходит человек с круга своего. И вера наша, которую вы пытаетесь отрицать теперь, охраняет древний закон произрастания... - Не хочет, не станет жить человек одним произрастанием. Он создаёт, создаст свою сказку на земле!"
/Александр Воронский, "За живой и мертвой водой"/
Что до сексуального аскетизма... я убежден, что всякий здоровый молодой человек с нормально работающей гормональной системой при виде юной ногасто-грудастой красотки не устоит даже если он пламенный революционер. Так что аскета можно только пожалеть - больной человек, то ли физически, если женщины не нужны, то ли психически, если нужны, но он как отец Сергий рубит себе палец, чтобы не поддаться искушению.
Вновь скажу - я его не навязываю и в программу не ввожу. Это путь единиц, которые решили пожертвовать одним ради получения преимущества в другом. "Гиперкомпенсация", как выражается Kheyfetz. Метод работает. В общем, помните у Достоевского, легенду о Великом Инквизиторе? "Будут миллионы счастливых младенцев - и сто тысяч страдальцев, взявших на себя грех мира". Для большинства я скорее склонен предоставить широчайшую свободу в этой сфере. В отличие от церковников, которые всем прихожанам навязывают воздержание и аскетизм. |