irinavision
|
Дата : 22-08-09, Сбт, 03:56:23
Вернулась в эту тему, т.к. наткнулась на очень (для меня) интересную книгу Симона Львовича Соловейчика (публициста, педагога и философа) под названием "Последняя книга" (1996). Меня там особенно заинтересовала одна глава о воспитании, отрывки из которой я хочу привести здесь для тех, кому эта тема интересна. Стоит добавить, что в середине 80-х Соловейчик инициировал новое педагогическое движение — педагогику сотрудничества, которое рассматривало воспитание не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика: "...Признаться, я много лет бился над главной загадкой воспитания. Мне казалось, что можно дать какие-то советы по воспитанию, а то и рецепты. На моих глазах выросло множество детей - я видел их совсем маленькими, а спустя годы и годы - взрослыми людьми, и каждый раз я всматривался: что из кого получилось? Почему разболтанные, избалованные, непоседливые и непослушные дети иной раз вырастают замечательными людьми, а иные - безобразными? "Где закон, в чем секрет?" - спрашивал я себя, перебирая все обстоятельства жизни и воспитания вырастающего ребенка. Большинство людей, каких я знал, говорили и писали о воспитании в терминах "послушание - непослушание". Послушный - хороший; непослушный - дурной, что из него вырастет? Я видел, что это не отвечает действительности, ничего не объясняет. Я обнаружил постепенно, сравнивая разных детей и их родителей, что ни свобода в воспитании, ни несвобода не определяют результат, что есть какие-то другие, более важные зависимости. И не мог найти ответа. Пока я не понял однажды, что секрет кроется в одном, и только в одном слове, по сравнению с которым все второстепенно. Слово это не любовь, как часто думают и как я думал раньше, читая педагогические книги. Слово это - дух. Секрет воспитания, повторюсь, не в любви, а в духовности, в духовной наполненности любви к ребенку. А любовь к детям - безгрешна и немучительна, это чистейшее и потому высочайшее из человеческих чувств. Вот это я хотел бы повторить: высочайшее из человеческих чувств. Оно не требует взаимности, вопрос о взаимности даже и не возникает. Любовь к детям чиста и высока потому, что она бесцельна: ты ничего не добиваешься от детей и ничего не ждешь от них. Вот этого не понимают многие родители - они строят свои отношения с детьми по той же схеме, что и со взрослыми, они ждут и требуют взаимности, и чем больше они ждут ответного детского чувства, тем меньше у них надежд получить его и тем хуже результат воспитания. Во всех случаях, когда я видел, что родители требуют взаимной любви от детей и обижаются на них за нелюбовь к ним, - во всех этих случаях дети вырастали дурными людьми. Это правило действует настолько неукоснительно, что теперь, когда я слышу жалобы родителей на душевную неблагодарность детей, я предчувствую беду: сын или дочка вырастут, им станет шестнадцать-семнадцать, и они уйдут душой от матери, от отца, уйдут как раз в ту пору, когда им так нужна поддержка, - и никогда не известно, куда они уйдут и что с ними случится. Вот в такие семьи и приходит беда. В тяжбе за ребенка, которую нам всегда приходится вести с миром, ребенка окружающим, всегда выигрывает лишь бескорыстная, высокая любовь. А корыстная всегда проигрывает. Хотя она и любовь. Удивительно, что в таких случаях родители винят именно свою любовь - им кажется, что они любили чрезмерно, все разрешали, ни в чем не отказывали, ночей недосыпали, отдавали себя, всем пожертвовали и тому подобное: кто не слыхал жалобы такого рода? Многие люди измеряют свою жизнь и свои чувства, свои отношения с детьми понятиями "додано - недодано": что я тебе дал - и что ты мне дал? Что он мне дал? Для них мир - магазин, лавка, рынок, где должен происходить эквивалентный обмен чувствами, как товаром и деньгами: что я тебе - и что ты мне. Только в обмене они видят справедливость. Но справедливость и обмен, но любовь и обмен ничего общего не имеют. Это общее правило, но в воспитании оно проявляется особенно отчетливо. Воспитание - предельно бескорыстное занятие, даже если воспитатель - нанятый человек и получает деньги. Но родители-то во всех случаях не наемные воспитатели... Они ничего не получают за свой труд, но мало того - ничего и не должны ждать. Лишь в этом случае они получают такую радость, какая другим и не снилась. Воспитание детей дает лишь не ожидаемую радость, а ожидаемую злостно не дает. Однако я слышу и возражение - надо ответить на него, хотя это нелегко, хотя не каждого удастся мне переубедить. "А что, - говорят, - разве дети не обязаны почитать своих родителей? Не обязаны поддерживать их в старости, например?" Обязаны. И чтить, и почитать, и поддерживать. Но тут - о долге, а речь идет о чувстве. "
Извините за длинную цитату, но мне эта точка зрения показалась очень интересной. К тому же, она подтверждает мою мысль о том, что роль воспитания сильно преувеличена. Причина хорошего воспитания не в воспитании, как это ни парадоксально звучит. А что думаете вы?
|