Урод и мразь
|
Дата : 20-01-07, Сбт, 13:39:25
Очень умная книга Джона де Граафа. Главы из книги здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1615161/
Основные тезисы.
1. За вторую половину 20 века (1950-2000) благосостояние американцев резко улучшилось. Так, стандартная площадь дома составляла (в квадратных метрах): 70 сразу после войны; 85 в 50-е; 100 в 60-е; 120 в 70-е; 210 в начале 2000-х. В 70-е вошли в моду дома с 2 ванными и гаражи на 2 автомобиля; в конце 80-х многие дома уже оснащались гаражами на 3 автомобиля, а часто вместе с автомобилями там стояла и моторная лодка. В 50-е поход в ресторан был чем-то особенным; сейчас в США питание в ресторанах стало нормой. В 50-е стандартной едой была индейка с горохом и пюре за 69 центов - сейчас доступны блюда любых стран. Не говоря уже о посудомоечных машинах, сушилках для одежды, центральном отоплении и кондиционерах, цветном и кабельном телевидении, микроволновых печах, видеомагнитофонах, CD-плеерах, сотовых телефонах, факсах, устройств для сдувания листьев с газона, покемонах и персональных компьютерах, и прочих вещах, изобретённых или вошедших в обиход между 1950 и 2000.
2. Но технический прогресс не осчастливил американцев. В 1957 году был самый большой процент американцев, считавших себя счастливыми. Без цветных TV, персональных PC, навороченных VCR.
3. В 1950-е и 1960-е ожидалось, что технический прогресс резко уменьшит рабочий день. Так, в 1965 году подкомиссия Сената Соединённых Штатов прослушала заявление, устанавливающее для 2000 года рабочую неделю длиной от четырнадцати до двадцати двух часов. На самом деле сейчас американцы, занятые на полную ставку, работают на 160 часов в год больше, чем в 1969. На 20 полных 8-часовых суток. В 1999 году США по средней продолжительности рабочего дня обогнали Японию.
Цитата из книги:
Видеоплёнка, недавно тайно отснятая в скотобойне, демонстрирует, как с находящихся в полном сознании коров живьём снимают кожу и отрубают им ноги в то время, как они рвутся на свободу. В письменном показании, которое один из служащих скотобойни дал под присягой и подписал, говорится: "Конвейер движется слишком быстро, по нему проходит более трёхсот коров в час. Если даже у меня не получается умертвить корову, конвейер продолжает идти. Он никогда не останавливается. Коровы попадают на конвейер, независимо от того, живые они или мёртвые. Я могу подтвердить, что некоторые из них живы, потому что у них подняты головы. Они просто продолжают, продолжают и продолжают поступать…"
4. Американцы работают на пределе, чтобы иметь всё больше. Но на этом проблемы не кончаются: потребительство тоже превратилось в тяжёлую работу. В настоящее время американцы в среднем проводят в семь раз больше времени, делая покупки, чем играя со своими детьми. А купленные вещи надо использовать, и это тоже требует времени. Каждая вещь может сломаться (и производители делают их недолговечными), любая электронная игрушка (видео, тв, кпк, фотоаппарат, мобильник) - имеет свои навороты, и в них надо разбираться. А через 2 года - новая модель с новыми наворотами. Но это ничто по сравнению с наркотическими свойствами некоторых товаров. Стандартным является тратить несколько часов в день на просмотр телевизора, причём существенная часть этих часов - рекламные паузы, чтобы убедить американца покупать ещё. И де Граф ещё не пишет об интернете.
5. Соответственно, время превратилось в роскошь. Американцы спят на 20% меньше, чем в 1900 году. Полдня американец работает, чтобы заработать деньги - полдня, чтобы их потратить и использовать купленные вещи. Сизифов труд, который считается нормой жизни.
О чём не пишет де Граф.
При современном капитализме страной управляет не президент США, не Сенат и Конгресс. Всем управляет рынок - сила всемогущая и слепая. Демократия - не препятствие рынку: после изобретения ТВ, реклама стала настолько сильной и мощной, что может влиять на массы людей. Не на всех поголовно, но ведь демократия - это власть большинства. В сочетании с правом лоббирования, безличный рынок может почти всегда добиться принятия выгодных ему решений. Его законы приобрели силу почти законов природы. Рынок сумел, путём разработки всё более мощной и агрессивной рекламы, навязать населению бессмысленный образ жизни: тратить всё время на погоню за ненужными вещами.
Что надо бы сделать? Запретить телевизионную рекламу, для начала. Но эта идея настолько кощунственна и задевает интересы стольких корпораций (то есть интересы рынка), что шансов у неё нет.
Что надо делать на личном уровне? Разбить молотком ТВ и начать читать книги. Не покупать никаких навороченных вещей: мобильный телефон нужен для звонков и только. Смотреть кино на мобильнике - идиотизм. Кино надо смотреть в кинотеатре или на большом экране хорошей видеосистемы. Органайзер нужен только для записей, а для прослушивания музыки есть магнитофон. Новости читать в газетах или слушать по радио, а не на экране мобильника, портя глаза. Мобильник полезно держать выключенным, хотя бы в пятницу и субботу. Стационарный телефон выключается на ночь, и тоже в субботу.
А можно уехать в Вануату - страну с самым высоким качеством жизни. |