Львович
|
Дата : 12-08-07, Вск, 08:25:36
Антифашистский комитет еврейский
КЕЭ, том 1, кол. 156–159
АНТИФАШИ́СТСКИЙ КОМИТЕ́Т ЕВРЕ́ЙСКИЙ, комитет еврейских общественных деятелей и деятелей культуры в Советском Союзе (1942–48). Антифашистский еврейский комитет был создан во время 2-й мировой войны с целью организовать всемерную поддержку СССР со стороны евреев демократических стран в войне против нацистской Германии. После нападения Германии на СССР советские правительственные органы создали ряд антифашистских комитетов (славянский, женский, юношеский), которые должны были способствовать формированию мирового общественного мнения и оказанию помощи Советскому Союзу. Тогда возникла идея обратиться и к евреям мира. 24 августа 1941 г. был созван митинг «представителей еврейского народа», на котором выступили с речами Ш. Михоэлс, И. Эренбург, Д. Бергельсон и другие. Они призвали «братьев-евреев во всем мире» прийти на помощь Советскому Союзу. Этот призыв произвел большое впечатление на евреев демократических стран. В США был создан Еврейский совет по оказанию помощи России в войне во главе с А. Эйнштейном. В Палестине ответ на призыв был дан от имени ишува в радиопередаче на иврите 28 сентября 1941 г.; был учрежден также общественный комитет по оказанию помощи СССР в его борьбе против фашизма, впоследствии известный как «Лига Ви» (на английском языке victory; 'победа' ).
В это же время два лидера Бунда, бежавшие из Польши, Х. Эрлих и В. Альтер, вначале арестованные советскими органами, были освобождены в сентябре 1941 г. из заключения и обратились к советскому правительству с предложением создать антифашистский комитет евреев СССР и стран, оккупированных немцами. Их проект обсуждался советскими правительственными органами, но затем внезапно они были вновь арестованы и казнены в декабре 1941 г. Казалось, что это предложение отвергнуто и забыто, но, очевидно, опасная военная ситуация заставила власти вновь обратиться к идее воздействия на евреев мира. Вероятно, они верили в возможность евреев оказать СССР материальную помощь, а также давление на правительства в своих странах с целью открыть на Западе второй фронт против Германии. Было решено учредить Антифашистский еврейский комитет при Совинформбюро — органе советской военной пропаганды. А. Лозовский (Дридзо), возглавлявший Совинформбюро, был ответственен за деятельность комитета. 7 апреля 1942 г. Антифашистский еврейский комитет опубликовал свое первое воззвание к «евреям во всем мире» за 47 подписями. Среди подписавшихся были писатели, поэты, актеры, врачи и евреи-военные, отличившиеся в войне с немцами (генерал Я. Крейзер, командир подводной лодки И. Фисанович и другие).
Председателем Антифашистского еврейского комитет был назначен Шломо Михоэлс, секретарем — журналист Шахне Эпштейн. 24 мая состоялся второй митинг «представителей еврейского народа», призыв которого к евреям всего мира о сборе пожертвований на приобретение одной тысячи танков и 500 самолетов для Красной армии транслировался по радио. С 6 июля 1942 г. Антифашистский еврейский комитет стал издавать в Куйбышеве три раза в месяц газету на идиш «Эйникайт». Была организована трансляция радиопередач на идиш четыре раза в неделю для евреев США и Англии и налажен сбор информации о нацистских зверствах в оккупированных немцами советских районах. Эта информация публиковалась затем в «Эйникайт» и отправлялась за границу для публикации в еврейской прессе. В результате объявленной Антифашистским еврейским комитетом кампании по сбору средств на комплектование танкового подразделения «Советский Биробиджан» советские евреи собрали три миллиона рублей. В феврале 1943 г. на заседании Антифашистского еврейского комитета был заслушан потрясший всех доклад Михоэлса о судьбе евреев на территориях, освобожденных Красной армией. Михоэлс также привел данные об участии евреев в борьбе с нацистами. Эренбург осудил распространение в стране антисемитских настроений под лозунгом «евреев никто не видел на фронте» и призвал довести до всех кругов советского общества информацию об участии евреев в военных действиях. В конце 1943 г. Ш. Михоэлс и поэт И. Фефер были посланы в пропагандистское турне по США, Канаде, Мексике и Англии, где им был оказан восторженный прием представителями почти всех слоев еврейского населения. Этот визит рассматривался как первый шаг на пути к возобновлению связей между советскими евреями и мировым еврейством, прерванных советскими властями окончательно в 1930-х гг.
Третий митинг «представителей еврейского народа» состоялся в апреле 1944 г. Верующие евреи были впервые представлены на нем московским раввином Шломо Шлифером. После разгрома Германии в мае 1945 г. Антифашистский еврейский комитет опубликовал декларацию, в которой подчеркивалось, что во время войны была «заложена основа крепнущего единства» евреев разных стран с евреями СССР.
В послевоенное время деятельность Антифашистского еврейского комитета выражалась главным образом в издании газеты «Эйникайт», которая с февраля 1945 г. стала выходить три раза в неделю. Антифашистский еврейский комитет планировал издание двух книг: «Черной книги» о нацистских зверствах на оккупированных территориях и «Красной книги» о вооруженной борьбе евреев против нацизма. Эти публикации были запрещены властями. В конце 1946 г. И. Фефер заявил на страницах «Эйникайт», что «мы всегда утверждали не еврейское, а антифашистское единство». Эренбург своевременно вышел из состава Антифашистского еврейского комитета, в то время как его председатель Михоэлс был убит агентами советских правительственных органов в январе 1948 г. В конце ноября 1948 г. Антифашистский еврейский комитет был внезапно ликвидирован, его члены и сотрудники так же, как и большинство еврейских писателей и общественных деятелей, были арестованы. Многие из них погибли в тюрьмах и лагерях.
Антифашистский еврейский комитет был задуман властями как орудие советской пропаганды и функционировал под руководством и контролем правительства, но когда началось освобождение оккупированных территорий, и евреи-беженцы, возвращаясь из восточных областей СССР на свои прежние места жительства на Украине и в Белоруссии, и вернувшиеся из партизанских отрядов столкнулись с трудностями при попытках вернуть свои прежние жилища и имущество или добиться возвращения на свои должности, они стали обращаться в Антифашистский еврейский комитет за помощью. Антифашистский еврейский комитет, в частности Ш. Михоэлс, ходатайствовал за них перед властями. По-видимому, Антифашистский еврейский комитет послал также меморандум Сталину с требованием противодействовать рецидивам антисемитизма и выделить район в Крыму для заселения его евреями-беженцами. Эта деятельность Антифашистского еврейского комитета, вступившая в противоречие с отведенной ему ролью, повлекла за собой его роспуск и убийство Ш. Михоэлса. На состоявшемся в 1952 г. тайном процессе ведущие деятели Комитета были обвинены в заговоре, имеющем якобы целью отделить Крым от СССР и превратить его в еврейскую буржуазную республику, которая должна была бы послужить плацдармом для врагов СССР («Крымское дело»). Все обвиняемые, кроме Лины Штерн, были казнены 12 августа 1952 г.
|