irinavision
|
Дата : 15-08-09, Сбт, 02:05:00
Роль воспитания в развитии ребёнка сильно преувеличена. Так мне кажется. Это высказывание, конечно, не совсем вяжется с моей профессией учителя, но именно многолетняя работа по профессии постепенно подвела меня к такому вот выводу. Сразу оговорюсь – я за, за то, чтобы воспитывать подрастающее поколение и в школе, и дома, за то, чтобы прививать, увещевать, разъяснять, демонстрировать личным примером, убеждать, наказывать в случае необходимости и далее по синонимическому ряду. Но ни первое, ни второе, ни пятое не обещает желаемого результата. А ведь прежде нас учили, что да, обещает. Мол, «сейте разумное, доброе, вечное» и непременно впоследствии увидите «небо в алмазах». И что же выясняется? Увы, нередко прямой связи между тем, что воспитывалось и воспиталось не существует. Натура берёт своё, гены каких-то давно забытых родственников вдруг дают о себе знать, приятели перевоспитывают, средства массовой информации и пресловутая улица («А как их оградить от улицы, когда кругом сплошные улицы», как справедливо сетовал Райкин). И в результате часто получается то, что получается. Кстати, один из основателей педагогики Ян Амос Коменский говорил о принципе природосообразности и исходил из того, что сущностью человека всегда было и останется то, что “запрограммировал” в нем Творец, проще - природа. Зато Маркс и Энгельс сочли эти представления антинаучными. Никакой врожденности! Все, кроме физиологии, в человеке создает социальная среда, включающая воспитание и обучение. Другими словами - Моцартом, Эдисоном, Эйнштейном, Пушкиным... не обязательно родиться, ими можно стать под влиянием благоприятных обстоятельств. Ладно, оставим в покое классиков, почивших в бозе. Я собственно не об этом, потому и пишу в дневнике. Есть у меня подруги по прошлой жизни. Три. Все три – достойнейшие, на мой взгляд, женщины, давшие детям хорошее воспитание. Двое из них – учителя с 20- и летним + педагогическим стажем. Третья - преуспевающий архитектор. Все три, дорастив детей до подросткового возраста, и до сих пор хором и по отдельности жалуются на то, что вышло, и ломают головы над тем, что делать с тем, что вышло. Иногда к их нестройному хору присоединяюсь и я. Когда же слышу разговоры о том, что воспитывать надо было лучше, строже надо было, куда родители (учителя) смотрели?, то порой не нахожу ответа. И семья благополучная, и родители смотрели. И личный пример, так сказать. А вот, поди ж ты! С другой стороны, работая в школе, вижу массу примеров того, как в самых неблагополучных семьях, не заботящихся ни о воспитании, ни об образовании своих чад, вырастают совершенно замечательные дети. И умнички, и самостоятельные, и душевные, и родителей любят и вообще... Психологи скажут, мол, в благополучной семье - тепличные условия, вот и выросло неприспособленное растение (пардон, дитё), а в неблагополучной оно, мол, само себя растит. Так упрощение это. Всё-таки большинство неблагополучных детей выходит из неблагополучных семей. Получается так, что роль воспитания сильно преувеличена. Проще говоря, горбатого исправит могила, но никак не педагог. Т.е. разумеется, воспитывать надо в любом случае, но непомерных надежд на воспитательный процесс не возлагать. По этому поводу всегда вспоминаю "Приключения Буратино": «Карло выстругал щеки, потом выстругал нос – обыкновенный... Вдруг нос сам начал вытягиваться, расти, и получился такой длинный острый нос, что Карло даже крякнул: – Нехорошо, длинен... И начал срезать у носа кончик. Не тут-то было! Нос вертелся, вывертывался, так и остался – длинным-длинным, любопытным, острым носом.» А ведь Карло так хотел, чтобы всё, как у всех, так старался... Пишет мне одна из подруг:"Ириш, хочу посоветоваться с тобой об отношениях с сыновьями, очень уж тяжелы мои переживания матери взрослого сына...". И мои тоже. |