irinavision
|
Дата : 27-09-09, Вск, 16:34:21
Поскольку моя тема "«Мысль изречённая есть ложь…». Мысль и слова" перенесена в корзину, попытаюсь поговорить о мысли и словах (о мысли изречённой и её понимании) несколько в другом ключе.
Давайте поговорим об эмпатии. Название темы придумано не мной. Так называется глава, написанная Хеленой Корнелиус и Шошаной Фэйр, из книги "Прикладная конфликтология", цитировать которую я не буду.
Процитирую из словаря-справочника "Управление персоналом": "Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. ... различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним".
Эмпатия является частью эмоциональной культуры, отвечающей за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей. В гуманистической психологии эмпатия рассматривается как основа всех позитивных межличностных отношений. Карл Роджерс, например, определяет её как «точное восприятие внутреннего мира другого человека и связанных с ним эмоций и смыслов, как если бы вы были тем человеком, но без утраты этого „как если бы"».
Может быть, именно эмпатия к собеседнику и определяет возможность понять высказанные им мысли, за какими бы словами они ни скрывались? В этой связи, мне думается, что некоторым людям при общении с другими не хватает не ума, не умения высказывать мысли, а именно эмпатии - умения настроиться на одну эмоциональную волну с собеседником. И вот тут уже непонимание и неприятие начинают цвести махровым цветом. Может, пора учиться эмпатии?
В связи с этим. На одном из педагогических сайтов наткнулась на план обучающего эмпатии урока по психологии в школе(!). Не без интереса прочла советы о том, как эмпатийно слушать собеседника и использовать обратную связь для создания взаимного доверия как в реальном, так и в виртуальном общении. Сказано следующее: "Если мы хотим понять человека, и нам действительно небезразлично, о чем он рассказывает, то в этом нам помогут правила эмпатического слушания с использованием обратной связи.
1. Настройтесь на собеседника. На время забудьте о себе, своих переживаниях, проблемах. Проверьте себя: нет ли у вас предубеждения к собеседнику, нежелания его слушать, критического или негативного отношения к нему, настроены ли вы на понимание и одобрение.
2. Обращайте внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию собеседника.
3. Не торопитесь, держите паузу. Дайте человеку время выговориться, не перебивайте его, не забрасывайте ненужными уточнениями и разъяснениями. Иногда собеседнику бывает трудно оформить свои чувства в слова, он сам не понимает, что с ним происходит. Рассказывая, человек постепенно разбирается в нахлынувших эмоциях, и затем уже яснее представляет, что с ним произошло.
4. В нужный момент помогите человеку разобраться в собственных переживаниях. Когда все переживания «излиты», наступает пауза, во время которой собеседник обретает способность логически проанализировать ситуацию. Тут вы можете помочь, если чувствуете, что он ждет от вас поддержки и помощи и самому ему не разобраться.
5. Иногда человеку просто нужно «выговориться». Ему важна ваша эмоциональная поддержка и участие, а уж выход из ситуации он найдет сам. Достаточным может оказаться простое отражение чувств собеседника, без анализа скрытых мотивов поведения и объяснения поступков.
6. Старайтесь почувствовать, что нужно вашему собеседнику."
Эти педагоги там серьёзно полагают, что всему этому можно научить школьника... Я учусь этому уже лет 30, и процесс обучения не окончен. А как с этим у вас?
|