Уже давно Люда Чеботарева поставила эти 4 вопроса из книги Л.Аннинского.И уж если еще никто пока не осмелился,то я попробую
1. Были ли в вашей жизни песни, пришедшие как бы сами по себе, без имени автора? Что это были за песни и как происходило ваше с ними знакомство?
Как я уже писал ранее в своих воспоминаниях мое знакомство с АП происходило 2-мя путями – непосредственно через слеты КСП и через туризм.Естественно слушая втихомолку у кого-то на квартире бобину на «Днепре» редко кто знал авторов в точности.Разве,что нис кем невозможно было спутать Высоцкого и Окуджаву.Когда же В.С. пел песни А.Галича многие приписывали их ему.В ранней юности слышал записи Эдуарда Кроля и лишь в середине 80-х узнал имя автора.В теже времена часто путали Визбора с Кукиным,поскольку первый часто исполнял чужие песни.А песни приходилось слышать и во дворах,и в электричках по пути на слеты и обратно,на квартирных посиделках.
2. Что вы почувствовали, когда узнали, что у "народной" песни есть конкретный автор? В моей жизни не было такого,чтобы я как-то и что-то почувствовал,узнав,что у народной песни есть автор.Наоборот очень не приятно на душе,когда слышишь на концертных выступлениях песни известных авторов и далеко не всегда объявляют их имена.Плохим примером здесь может служить известная передача «В нашу гавань заходили корабли».Несколько раз слышал в ней песни Щербакова,Егорова,Байрака без упоминания авторов.Передача безусловно нужная и создатели ее раскопали немало забытых песен.Но уж если у песни есть авторы,то «Страна должна знать своих героев».
3. Было ли принято в вашем кругу петь песни хором, всей компанией? Случалось ли вам участвовать в таком пении? Что это были за песни - конкретно? Что объединяло и отличало их от прочих? Безусловно многие песни в наших кругах пелись хором ия само собой подпевал и с удовольствием продолжаю это и сейчас.На 10-й «Дуговке» была великолепная хоровая спевка в которой принял участие и В.Ланцберг,не говоря уж о постоянных ее зачинателях А.Дове,М.Меламед,И.Долгом.Чем хоровые песни отличаются от не хоровых?Я не специалист в этой области.Но видимо что-то отличает хоровую песню от нехоровой.Кто нибудь пробовал спеть хором песни В.Долиной или Н.Матвеевой?Думаю вряд ли получится.А в хоровом пении есть какое-то незримое единение.Оно(хоровое пение)сближает,чувствуешь себя каким-то одним,единым целым внутри замкнутого пространства.
4. Термин "авторская песня" предполагает огромную роль индивидуального, личностного начала. Эту особенность авторской песни подчеркивали практически все, кто писал о ней. Как же случилось, что некоторые из этих песен стали хоровыми, компанейскими? На этот вопрос уже ответили гораздо раньше,чем его задали в этой книге.Так,что повторюсь,но своими словами.Во времена застоя и всяческих запретов народу навязывали свыше что и как петь. Любой концерт тех времен,если в нем заранее не запланировано выступления(песни) о партии,о Ленине не пропускался цензурой.Народу же хотелось иного.И из этих самых «иных» песен выбирались само собой лучшие.И выбирал не кто иной,а время.Многие из них и стали компанейскими. |