Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Что делать, чтобы по мере роста и взросления наши дети не отдалялись от нас, а становились ближе? Как снимать уже возникшее отчуждение между нами и нашими детьми, их новыми друзьями? Как снимать языко-вой барьер и преодолевать различия в восприятии мира и человеческих отношений?
Эти и многие другие вопросы намечаемая реформа образования в Израиле решить не может без нашего с вами активного участия, без постоянного сотрудничества с педагогами и психологами.
Резкий подъем материального производства и потребления в последние 15-20 лет и демократизация об-щественных отношений в Израиле коренным образом изменили структуру мотивации в образовании и продук-тивной деятельности у детей и подростков. Снижение авторитарности в семье и школе ведет к снижению роли принуждения детей и подростков со стороны родителей и педагогов. В Израиле, как стране массовой репатриации, на это накладывается резкое падение статуса и социальных ролей взрослых членов семьи, а также растущий языковой барьер между детьми и взрослыми. Отсюда – отчуждение и еще большее падение влияния старших членов семьи на детей и подростков. Этому же способствует продолжающаяся в течение десятилетий государственная политика дискримина-ции, подавления и вытеснения языков и культур, которые привозили в Израиль все новые волны репатриан-тов, в целях якобы максимально быстрого усвоения и распространения иврита. Однако научные исследования и многолетняя практика показали, что для успешного развития детей и подростков им крайне необходимо активное и полноценное общение в семье на родном для взрослых членов семьи языке – в семьях репатриантов это язык страны исхода. Практика также показывает, что дети репатри-антов, полноценно осваивающие родную в их семье устную и письменную речь, более успешно осваивают на высоком уровне иврит и английский – основу получения аттестата зрелости и высшего образования в Израиле. А это – один из основных стимулов обучения школьников с 7-8 классов. Но многие дети репатриантов, лишен-ные полноценного общения в их семьях, к этому возрасту настолько отстают в своем развитии, что получение аттестата зрелости становится для них нереальным, и десятки тысяч подростков уходят из школы. Организа-ция неформального внутри- и межсемейного общения на высоком уровне – тоже вне поля деятельности ми-нистерства просвещения. Точно так же, как и организация активного неформального общения взрослых и де-тей между уже сложившимися и во многом отчужденными общинами репатриантов из разных стран. Современная психология доказывает, а практика подтверждает, что оптимальные условия развития и со-циализации детей и подростков создаются при максимальном стимулировании врожденных эмоции интереса и эмоции радости преодоления трудностей, радости достижений. Необходимые качественные изменения в сис-теме воспитания и образования Израиля невозможны без разработки и освоения в семьях, детских садах и школах современных и сегодня еще нетрадиционных методик общения, воспитания и обучения, которые полу-чают все большее распространение во многих странах мира.
Важнейшей потребностью, в особенности у подростков, является потребность самореализации, в том чис-ле потребность поисковой активности и потребность повышения социального статуса среди сверстников и ближайшем окружении взрослых. Израильское общество и его система воспитания и образования сегодня не способны удовлетворить эти потребности в продуктивном для общества и самих детей направлении. Поэтому потребности самореализации детей, в особенности детей репатриантов, либо подавляются в процессе пассивного времяпрепровождения, в том числе перед телевизором или компьютером, через наркоманию и алкоголизм, либо удовлетворяются че-рез асоциальную, а то и преступную деятельность. Это – важнейшая причина роста наркомании и преступно-сти среди подростков, особенно среди детей репатриантов. Родители и педагоги очень нуждаются в критическом анализе создавшейся ситуации и освоении конкрет-ного опыта новых и уже оправдавших себя технологий родительской и педагогической деятельности, причем в максимально доступной для них форме.
Все эти вопросы должны решаться в творческом сотрудничестве родителей и педагогов, опираясь не только на финансирование министерства просвещения, которого явно недостаточно, но и на создаваемые ме-стные фонды, образованные из дополнительных средств родителей, предпринимателей, внешних инвесторов и местной власти.
Представляется, что приемлемой формой организации такого сотрудничества могут быть семейные клубы при детских садах и школах, которые, объединяя свои усилия и средства в микрорайонах, поселках и городах, создадут социальную обстановку, наиболее благоприятствующую созданию новых семей и развитию качест-венно новых семейных отношений, обеспечивающую оптимальные условия для воспитания и развития детей.
Особую роль в семейном клубе могут сыграть бабушки и дедушки. Многие из них сегодня страдают от рас-тущего отчуждения внуков: нет общих интересов и забот, да и языковой барьер всё ощутимее разделяет их с дорогими чадами. Кстати, о бабушках и дедушках. Согласно медицинской статистике, продолжительность жизни и здоровье не только бабушек и дедушек, но и внуков выше в тех семьях, где совместно проживают все три поколения. Ведь если у пожилых людей много добрых забот, если они реализуют себя в любимых внуках, то у них и на-строение выше, и чувствуют они себя моложе и здоровее. А огромные резервы любви и деятельной заботы бабушек и дедушек, которые лучше всего реализуются в совместной деятельности, так нужны сегодня нашим детям!
Семейные клубы при школах и детских садах могут стать центрами активного общения в микрорайоне. Именно в небольшом микрорайоне, включающем школу и несколько детских садов, вполне реально реализо-вывать программу гармонизации внутрисемейных и общинных отношений, которая бы включала в себя: 1. Организацию в рамках семейного клуба микрорайона системы ежемесячных семейных праздников по классам школы и группам детских садов, начиная с младших и постепенно вовлекая в их подготовку детей старших возрастов. На этих праздниках ребята демонстрировали бы свои достижения в учебе и другой дея-тельности, знакомили бы своих товарищей с наиболее яркими эпизодами из жизни своих родителей, дедушек и бабушек. К этим же праздникам совместными усилиями детей и взрослых готовились бы литературно-музыкальные, конкурсные и танцевально-игровые программы на иврите и русском языке, чтобы в увлекатель-ной и доступной форме вовлекать всех участников в активное общение, снимать языковые барьеры. 2. На основе общей заинтересованности в подготовке семейных праздников и сближения жителей микро-района – создание Фонда сотрудничества и взаимопомощи, который стал бы и материальной основой стиму-лирования повышения качества воспитания и образования для каждого ребенка, независимо от материально-го положения в семьях. Сегодня это особенно актуально в связи с серьезными сокращениями государственных ассигнований на образование в Израиле. На основе этого фонда с использованием помещений и материаль-ной базы школы и детских садов микрорайона целесообразно организовывать различные факультативы, круж-ки и студии для детей и взрослых. 3. Организация регулярных занятий по изучению иврита взрослыми и детьми по наиболее эффективным системам обучения с комплектацией групп по уровням, возможностям и интересам, организацией практики ак-тивного общения на иврите среди взрослых с привлечением подростков, подготовленных в качестве помощни-ков преподавателей и руководителей такого общения. 4. С помощью психологов помочь каждому ребенку определить направленность и распределение его спо-собностей и интересов и, расширяя спектр общественно-полезной деятельности детей и подростков, содействовать их активной самореализации. Чтобы каждый из них чувствовал радость достижений и избавлялся от отрицательных комплексов, снималась внутренняя напряженность и, как следствие, устранялась основа подростковой наркомании и поисков асоциальной деятельности. 5. В условиях экономического кризиса и растущей безработицы, особенно больно бьющей по семьям но-вых репатриантов, создание при Совете микрорайона общественной комиссии по трудоустройству жителей микрорайона, которая бы действовала через государственную и частные службы трудоустройства с налажи-ванием постоянных связей с работодателями. Такие комиссии с помощью городского Центра профориентации и профподготовки могли бы более обоснованно подбирать для жителей микрорайона соответствующие рабо-чие места и налаживать отношения взаимной заинтересованности и ответственности работодателей и работ-ников, снимать возникающие противоречия и конфликты. 6. Трудоустройство подростков, не посещающих школу, и организация их общественно-полезной и досуго-вой деятельности. 7. Организация соревнования между детьми многоквартирных домов и кварталов коттеджей за улучшение чистоты и благоустройства. 8. Развертывание благотворительной деятельности в микрорайоне, помощь больным, инвалидам и пре-старелым. Сегодня это особенно актуально в условиях сокращения государственных ассигнований на соци-альное обеспечение и растущего отчуждения между людьми, особенно опасного в среде детей и подростков. 9. Создание методического уголка учебно-воспитательной работы для воспитателей детских садов, учите-лей школ и родителей с приобретением соответствующей литературы и материалов, в том числе и за рубе-жом. Совершенствование в кооперации с соответствующими центрами Министерства просвещения и город-ским отделом народного образования, психологической службой, другими семейными клубами системы посто-янного повышения квалификации воспитателей и учителей, семинаров для родителей.
Заинтересовавшихся просим обращаться к Виктору Глезеру, тел. 03-6575968, электронный адрес: vilegal@bezeqint.net |