Современная западноевропейская общественная символика и цветовая теория Кандинского.
В славном городе Тольятти одно время в конференции lada.talk выпускалась газета посвященная фотографии, автор ее Слава Чеботарев. Представляем один из материалов под выше указанным названием. Можно сказать, что это краткий конспект по изысканиям на заданную тему. Краткость - сестра таланта.
Современная западноевропейская общественная цветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признаки психического эмоционального значения. В настоящее время создана расширенная система цветовых символов:
желтый цвет - Солнце, Свет, Радость, Ревность, Зависть, светлый, легкий, веселящий, юный, сияющий;
оранжевый - Зной, Энергия, Радость, Теплота, Спелость, излучающий, выступающий вперед, сухой, теплый, взволнованный;
красный - Огонь, Любовь, Страсть, Борьба, Динамизм, Гнев, Сила, Революция, близкий, жгучий, возбуждающий, громкий;
пурпурный - Великолепие, Достоинство, Власть, Держава, Зрелость, Богатство, компактный, исполненный внутренней силы, раскаленный, насильственный, торжественный, важный;
фиолетовый - Затмение, Старость, Вера, Совесть, Смирение, тупой, окутывающий, душный, угрюмый, тяжелый, сумрачный;
синий - Бесконечность, Космос, Тоска, Холодность, Верность, серьезный, укрепляющий, свежий, прохладный, удаляющийся;
изумрудный - Кристалл, Холод, Лед, Окоченелость, Вода, сдержанный, ледяной, утомленный, удаленный;
зеленый - Природа, Покой, Молодость, Безопасность, надежда, скромный, спокойный, влажный, мягкий, посредственный;
белый - Чистота, Невинность, Свет, легкий, свежий, прохладный, ослепительный, чудесный, блестящий;
черный - Тьма, Мрак, Траур, Смерть, темный, тяжелый, теплый, впитывающий, засасывающий;
серый - Достоинство, Звание. разный, дифференцирующий, нейтральный, знатный, важничающий;
коричневый - тяжелый, грубый;
светло-синий - отчужденный, равнодушный;
светло-коричневый (охра) - тупой, землистый;
лиловый - сентиментальный, раздражительный;
розовый - нежный, легкий;
темно-зеленый - успокаивающий;
бежевый - легкий;
темно-синий - тяжелый.
Интерес представляет и цветовая теория Кандинского.
Цвет самоценен, цветовыми гармоническими сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности. Каждый цвет имеет присущую одному ему выразительную ценность. Ею можно передавать духовные переживания без изображения реальных предметов. Самодовладеющая игра цветовых пятен и линий должна вытеснять образы реальной действительности. Каждый цветовой аккорд должен четко обозначать ассоциативное содержание мистического и музыкального характера. Кандинский признает духовность красок, построенную на цветовом контрасте. При восприятии цвета в изображении в глаза должны бросаться теплые и холодные, светлые и темные его тона. Теплота или холод краски - это склонность к желтому или синему, это движение в горизонтальном направлении. При теплой краске движение направлено к зрителю, стремится к нему, а при холодной - удаляется от него.
Желтый - типично земной и не может быть доведен до большой глубины.
Синий - небесный цвет и, погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали. Чем синий светлее, тем он более беззвучен, пока не перейдет в состояние безмолвного покоя и не станет белым. Синий цвет, представленный музыкально, похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественноей форме - низкие звуки органа.
Желтый и синий - при их смешении в равных количествах дают зеленый цвет, являющийся наиболее спокойным цветом из всех других цветов.
Зеленый цвет - не имеет признаков радости, печали или страсти. Он никуда не зовет, ничего не требует, никуда не движется. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на усталых людей, но после отдыха чувство покоя легко может наскучить. Поэтому в царстве красок зеленый цвет играет роль, сходную с ролью мещанства, самодовольного, неподвижного и ограниченного во всех отношениях. Если зеленый цвет вывести из состояния равновесия, то он поднимается до желтого, станет живым и радостным. Если он опустится к синему, к тонам более глубоким, то приобретет другое звучание - более серьезное и задумчивее.
Светлый красный - теплый цвет сходен со средне-желтым и вызывает ощущение силы, энергии, решительности, устремленности, радости и триумфа. В музыкальном отношении он напоминает звучание фанфар. Это упорный, навязчивый и сильный тон.
Средний красный - цвет вызывает ощущение постоянства и остроту чувства. Он подобен ровно пылающей страсти. Это незаглушаемая, уверенная в себе сила, которую можно погасить синим, как раскаленное железо холодной водой. Красный звучит как труба или как удары литавр.
Темно-красный- густой цвет как всякий холодный цвет содержит в себе возможности большого углубления, особенно при помощи голубого. Темно-красный напоминает звуки виолончели, несущие элемент страстности.
Фиолетовый цвет - является холодным красным как в психическом, так и в физическом смысле. Он несет в себе характер болезненного, погасшего и содержит что-то печальное. Недаром этот цвет считается наиболее подходящим для одежды женщин преклонного возраста. В Китае его применяют для траурных одеяний. В музыкальном отношении его звучание подобно звукам английского рожка, свирели или в своей глубине - низкому тону фагота.
Фиолетовый с оранжевым - являются контрастритующими цветами как, например, красный с зеленым.
Белый цвет - действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыкальном отношении паузам в музыке, некоторому незвучанию, которое лишь временно прерывает музыкальную фразу, но не является конечной точкой развития.
Черный цвет - это мертвое ничто после угасания Солнца, как мертвое безмолвие без будущего и надежды. В музыкальном отношении черное является заключительной паузой, точкой. Если радость и незапятнанная чистота облекаются в белые, то великая и глубокая скорбь - в черные одежды.
Серый цвет - равновесие между белым и черным. Серый беззвучен и неподвижен, но имеет другой характер относительно покоя зеленого. Если зеленый - производное между двумя активными цветами (синим и желтым), то серый - безнадежная неподвижность.
Язык форм и красок Кандинского - это система ассоциативно-символических обозначений и воспринимается поэтикой метафор лишь в области абстрактного искуссва.
Вячеслав Чеботарев
|