Появление на экранах израильских кинотеатров фильма не на английском языке - большая редкость. Рынок полностью захвачен американской или псевдоамериканской продукцией. Даже такие монстры кино как Италия, Франция или Германия уступили свои позиции под натиском Голливуда. А кинематограф таких стран как Польша, Россия или Чеxия, с точки зрения среднестатистического израильского зрителя, такая же экзотика как уругвайское кино (не следует забывать что подобное происxодит почти во всех странах мира, хотя от этого не легче).
В данной ситуации прокат бразильского фильма в Израиле, на первый взгляд, выглядит неудачной шуткой. Конкурентноспособность его расценивается низко, тем более, что наступает летний сезон и гигантские киностудии запускают в оборот свои блокбастеры. Но у независимого кино другие способы звоёвывать зрителя и занять свою небольшую нишу ему всегда удаётся.
Если провести опрос не тему "Что мы знаем о Бразилии", то большинство ответов скорее всего будут навеяны нсколькими стереотипами: футбол, бразильские карнавалы, рабыня Иззаура и полтора миллиона человек в белых штанах, праздно тусующихся в Рио-Де-Жанейро. Но кроме весёлых парней гоняющих мяч на песчаных пляжах Копакабаны, в этой стране также существуют бедность и голод в невиданных размерах, которые затрагивают, в основном, тех самых парней с белозубой улыбкой от уха до уха на чёрных как смоль лицах.
Именно такая Бразилия предстаёт перед нами в фильме Фернандо Мейреллеша и Кати Лунд "Город Бога". Имя режиссёра и его предыдущие работы немного скажут даже тем, кому это положено знать по роду занятий. Но как говорили русские формалисты, произведение исскуства надо рассматривать только в его собственном контексте, и ни имя автора, ни его заслуги перед отечеством, не должны влиять на восприятие его творчества.
"Город Бога" - так цинично называется пригород Рио, большую часть которого составляет цветное население, проживающее в неимоверных условиях тотальной нищеты. Так и напрашивается другое, более подходящее название этому району - "Город Забытый Богом", но, впрочем, такие каламбуры не по вкусу местным жителям, их задача - выжить.
Фильм поставлен по книге Паоло Линса, выходца из этого самого городка, в которой он рассказывает историю возникновения рынка наркотиков и формирование преступного мира. Всё описываемое основано на реальных событиях и словосочетание "Сidade de deus" давно стало в Бразилии нарицательным. Роман Линса охватывает 400 судеб на протяжении двух десятилетий, что делает адаптацию для кино довольно сложной. Но Мейреллес мастерски уместил в два часа экранного времени множество персонажей. Помимо двух основных сюжетных линий, которые немного изгибаясь проходят от начала до конца фильма, мозаика событий собрана из многих образов. У каждого своя история, как правило заканчивающаяся плачевно. Кабальера, Карлик, Галинья, Бене, Анжелика, Рыжий - каждый сделал свой вклад в общую историю города. Однако, дав зрителю возможность особо не затрудняясь отследить хронологию событий, режиссёр немного избавил нас от ориентации во времени, условно обозначив два периода: 60-ые и 70-ые годы.
Рассказ ведётся от имени Бушкапе, подростка мечтающего стать фотографом. Назвать его главным героем можно только с натяжкой, он просто рассказывает историю своего района, изредка вкрапляя свои личные печатления. Глазами стороннего наблюдателя мы видим как воровство и грабёж, снисxодительно получившие статус безобидных, перерастают в безжалостный преступный мир, со своими межклановыми разборками и кучами трупов на улицах. Беспредел напоминает Москву середины девяностых, а размах - Чикаго времён сухого закона.
А всё началось с того, что двенадцатилетний мальчик, получил задание постоять на шухере, пока его старшие друзья будут грабить мотель. Мальчик имел немного склонностей к садизму и не упустил момента вкусить крови. Маленький Же хладнокровно перестрелял десяток человек. Полный амбиций стать самым крутым бандитом в городе, он видит только один путь для достижения своей цели - продавать наркотики, попутно убивая всех и вся. Tак, усилиями Маленького Же Город Бога превращается в ад. По большому счёту вырисовывается знакомая нам картина. Все маленькие банды устранены и война начинается между двумя самыми большими. Когда уже убиты все взрослые, им на смену приходят подростки, потом дети...Всех отличает особая безжалостность и жесткость. Никто не помнит как бывает по другому, другого мира никто себе даже представить не может. И уже совсем не шокирующе звучат ближе к концу фильма слова десятилетнего мальчика, обидевшегося что его не принимают всерьёз: "Я курил и нюхал кокаин, я убивал и грабил, я - мужчина!!"
В последнее время на экраны часто выходят картины занимающиеся вопросом насилия. И почти всегда за этим кроется претенциозное обвинение, желание найти причину. В основе такого взгляда на проблему лежит вера в изначальное добро, наивная уверенность в то, что все мы жертвы какой-то невидимой идеологии, навязанной нам обществом. Особенно отличился на этом поприще Матье Кассовиц. Его "Ненависть" видит причины насилию в наплевательском отношении системы к своим гражданам, стоящим на самой низкой ступеньке общественной лестницы, а его же фильм "Убийцы" прямым текстом обвиняет телевидение и другие масс-медиа в пропаганде жестокости. На самом деле и доминирующая идеология и промывка мозгов существуют не только на экране, но кроме неомарксисткой теории, существует ещё и другой взгляд на вещи, более трезвый и не склонный к утопии.
Фернандо Мейреллес подходит к проблеме с совсем другой стороны. Абсолютно ненавязчиво он противоставляет миру беспредела и Маленькому Же, его ровесника и соседа - Бушкапе. Выросший в условиях непрекращающихся уличных боёв и такой же нищеты как и все остальные, Бушкапе ни на йоту н оказался замешаным в происxодящем. Его не привлекали кровавые бойни, изнасилования и торговля наркотиками. Бушкапе хочет стать фотографом, Бушкапе озабочен потерей девственности. Имея те же предпосылки стать бандитом, он выбирает другой путь и решает выбраться из этой грязи. Его шансы минимальны. Чёрный, без связей, да ещё из бедного района хочет в фотокорреспонденты? Хватит мечтать, это вам не Нью-Йорк, американская мечта в Бразилии не работает. Но главное не в томд обьётся ли своего Бушкапе, а в том что существуют два пути. Оба одинаково амбициозны и оба одинаково трудны, но свой выбор делает каждый, следуя зову сердца, и никакая капиталистическая идеология не помешает тому кто хочет выбраться наверх, и никакая социальная программа не вытянет за уши того, кто стремится вниз.
Очень смелое и категоричное заявление, в какой-то мере опасное, так как слишком радикальное и не дает возможности для компромиса, но не этим заслужил "Город Бога" моего восxищения, и не этим оправдывает потраченные деньги и время. Тем более что возможна и другая интерпретация, может быть совсем не такой смысл вложил Мейреллес в своё детище.
Независимо от своего содержания, которое может многим не понравится, "Город Бога" на мой взгляд, лучшее что выходило в прокат в этом году. От стандартной голливудской консервной банки его отличает не только нелинейный сюжет, острая тема и множество персонажей а-ля Альтман, а также непрофессиональные актёры, не хэппиэнд, неправильный монтаж и сьёмка, не всегда в фокусе и так далее с многими "не". Вобщем не конвенциональное кино.
Первая явная ласточка посмодернизма, как ни странно, тоже была насыщена кровью, стрельбой и бандитами. Фернандо Мейреллес с успехом продолжает традиции Тарантино, возможно уступая ему в сложности нарратива, но выигрывая своим визуальным стилем. "Город Бога" просто поражает своей свежестью и красотой. Это был мой первый раз, когда я пожалел что в Израиле переводят фильмы титрами, а не дубляжем. Португальского я, разумеется, не знаю, а читать титры - это значит обязательно пропустить какой-нибудь кадр или эффект. Благо картина наполнена ими до отказа.
Сумасшедший монтаж и нервная камера вкупе с различными фильтрами, звуковыми примочками и другими гениальными находками языка кино делают "Город Бога" идущим в ногу со временем, а иногда даже опережающимего. И не удивительно, что спустя полчаса зал покинуло большинство из тех кому за 50, и не удивительно что большинство рецензий в израильской прессе используют уже набившие аскомину фразы типа "монтаж и съёмка в стиле МТВ, за которыми ничего не стоит", "несложный и не умный фильм" и т.д. Конечно, они предпочли бы Скорсезе с его нудной манерой повествования. Что ж, не всем дано понять что в 2003 году за новыми формами кино не должно стоять слишком много и "в стиле МТВ" это не только для тупых подростков, это естественное развитие средств самовыражения.
С появлением интернета и компьютера изменилось наше мышление, вслед за их развитием изменилось наше сознание. Скоростной монтаж, когда каждый кадр максимально насыщен информацией, не даёт возможности проникнуть в глубь происxодящего и внимательно рассмотреть что скрывается за внешней оболочкой. В этом абсолютно правы противники новшеств, часто называя их неоправданными. Но "поверxностный" способ мировозренния характерен современному поколению. Ничего не поделаешь, так формируются сегодня наши мозги, что медленное кино (или любой другой медиум) большинству молодёжи не по вкусу. На этом правда спекулируют много и часто, подсовывая нам всякие непотребные спайдермены, но надо уметь отличать красоту от китча - Шекспира и Чехова в наши дни тоже экранизируют как будто написанные в 21 веке.
"Город Бога" сделан качественно и с умом. Кровавый портрет, нарисованный бразильским режиссёром, завораживает и требует ещё как минимум одного просмотра. Поэтому спешите видеть, только не забывайте - дети до 18 не допускаются.
Фишка это сообщество друзей, которые в один прекрасный день основали организацию, цель которой - создание площадки, позволяющей русскоязычной молодежи Израиля участвовать в общинной, культурной и социальной жизни нашей страны.