Первый в мире кинотеатр был открыт братьями Люмьер в Париже в 1895 году. Новый вид развлечения быстро распространился по всему миру - уже в следующем году кино увидели жители больших городов Европы и США. До Тель-Авива кинематограф добрался только через 18 лет: первый кинотеатр "Эден" был открыт в торжественной обстановке в августе 1913 года показом фильма "Последний день Помпеи".
Реиноа-кольноа "Эден" (1913-1974)
Основателем современного иврита Элиезером Бен-Йегудой (1858-1922) было создано новое слово - "реиноа" - ראינוע, что буквально означает "движущийся вид"; до этого использовались заимствованные "синема" и "бейт синематограф".
Идея строительства кинотеатра принадлежала Моше Абарбанелю и Мордехаю Вайсеру, заручившимся поддержкой мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа. На Дизенгофа произвело большее впечатление посещение кинотеатра во время визита в Александрию, и по возращении из Египта предпринимателям была выдана лицензия на монопольное право показа кинофильмов сроком на 13 лет. Городские власти оставляли при этом этом за собой возможность вмешиваться в прокатную политику кинотеатра. Не все жители были рады новшеству. Особенно возмущались учителя, устроившие демонстрацию против открытия заведения, которое, по их мнению, могло оказать пагубное влияние на молодежь.
Место для кинотеатра было выбрано за пределами тогда ещё совсем небольшого Тель-Авива (основан в 1909 году), рядом с другим еврейским поселением, Неве-Цедеком. Название "Эден" (рай) было предложено поэтом Симхой Бен-Ционом (настоящая фамилия - Гутман), отцом известного израильского художника Нахума Гутмана.
Фрагмент главного фасада
Кинотеатр было построен при участии немецких инженеров. Информацию об архитекторе здания найти, по-видимому, уже не представляется возможным. Промышленность Палестины находилась в стадии зарождения, поэтому технику и некоторые детали интерьера пришло заказывать из-за рубежа: киноаппарат был привезен с родины кино, Франции, зрительские кресла (по крайней мере, самые удобные из них) были закуплены в Австрии. Первая электростанция в Палестине была открыта только 10 лет спустя, в 1923 году, и владельцам кинотеатра пришлось приобрести генератор для выработки электроэнергии.
Установленные на стенах здания фонари привлекали публику, вечерами здесь постоянно толпился народ, причем не только из Тель-Авива, но и других городов. К этому и стремился Дизенгоф, уже в те годы желавший видеть Тель-Авив "центром культуры и развлечений".
В русском языке сочетание слов "культура" и "развлечения" режет слух; при этом приемлемы "отдых и развлечения", "торговля и развлечения". Но в английском и иврите такое сочетание встречается часто.
Кинотеатр вмещал 800 посетителей (600 кресел + 200 складных стульев). Некоторые источники указывают другую цифру - 1100 мест. Как и следовало ожидать, кино быстро завоевало популярность. Среди посетителей можно было встретить представителей всех слоёв населения. Особенно колоритной фигурой среди них был Хасан Бек, правитель Яффо. Любовь к кино, однако, не помешала ему конфисковать генератор во время Первой мировой войны из-за боязни сотрудничества еврейских поселенцев с англичанами.
Здание кинотеатра использовалось не только по прямому назначению. Долгие годы оно было единственной альтернативой гимназии "Герцлия" для проведения собраний, лекций, здесь ставились театральные постановки. Именно здесь 28 июля 1923 годы состоялось первое представление "The Palestine Opera", предшественницы Израильской оперы - под руководством дирижера Мордехая (Марка) Голинкина была поставлена "Травиата" Дж.Верди.
В 1927 году в США впервые в широкий прокат вышел звуковой фильм под названием "Певец джаза" ("The Jazz Singer" ). 3 мая 1930 года состоялась его премьера в "Эдене".
Прежнее название "реиноа" потеряло смысл, т.к. подразумевало наличие только зрительного восприятия, но не звукового. Поэтом Бяликом было предложено слово "целемноа" - "צלמנוע" (движущаяся фотография), что тоже никоим образом не отражало новшество. Второй вариант (автор неизвестен) - "шаменоа" - משענוע (движущийся звук) - не прижился, хотя и использовался некоторое время. Когда поэт Йегуда Карни (1884-1949), ведший колонку в газете "Гаарец", предложил название "кольноа" - קולנוע, (движущийся голос), оно устроило большинство. Сохранилось оно и по сей день, хотя, в общем, тоже отражает только одну сторону восприятия кинокартины.
Афиша фильма "Les Amours de minuit", 20/11/1932
Появление звукового кино, как и появление кинотеатра 17 лет до этого, вызвало ожесточенные протесты. Протестовали многие деятели культуры и политики, боявшиеся за судьбу иврита, в то время молодого и неустоявшегося языка, которым владела не такая уж и большая часть еврейского населения Палестины. Особенно накалилась обстановка вокруг фильмов на идише, демонстрация которых прерывалась возмущенными зрителями (идиш представлял наибольшую угрозу ивриту, поскольку им владело большинство населения). Городской совет и администрация "Эдена" пришли к соглашению о том, что в репертуаре предпочтение будет отдаваться музыкальным фильмам, а во время диалогов на идише звук будет отключен.
Возник и трудовой конфликт. Дело в том, что показ немых фильмов сопровождался игрой небольшого оркестра, с появлением же звукового кино его услуги оказались никому не нужны. За уволенных музыкантов вступился профсоюз, и кинотеатру пришлось содержать их в штате ещё полтора года.
Конец монополии "Эдена" в 1926 году и появление звукового кино вместе с резким ростом населения дало толчок к строительству большого количества новых кинотеатров. К середине 30-х гг. в Тель-Авиве их было уже восемь. Хотя два кинотеатра - "Офир" на ул. Грузенберг и "Сдерот" на сдерот Ротшильд - находились довольно близко от "Эдена", центр киноиндустрии, тем не менее, вместе с городом начал перемещаться на север: на Алленби был построен кинотеатр "Римон", на Бен-Йегуда же их было аж четыре - "Муграби" с двумя залами на 1300 и 650 человек (угол Бен-Йегуда и Алленби), стоявшие друг напротив друга "Бейт ха-Ам" и открытый "Ган-Рина" (сейчас на месте первого стоит здание "Эль-Аль" ), а также "Мигдалор", в котором впервые был установлен кондиционер. В это же время первые кинотеатры были построены и в других городах.
Премьера первого полнометражного фильма на иврите "זאת היא, הארץ" ("Это она, земля" ) состоялась в 1935 году уже не в "Эдене", а в "Муграби".
С завершением формирования ансамбля площади Дизенгоф и открытием на ней новых кинотеатров в конце 30-х годов кино окончательно перестало ассоциироваться со старым Тель-Авивом.
Телевидение в Израиле появилось значительно позже, чем в Европе и даже в некоторых соседних арабских странах, и на протяжении 50-60-х годов кинотеатры процветали. Продолжал работать и "Эден". После начала работы израильского телевидения в 1966 году заполняемость кинотеатров резко упала. "Эден" закрылся одним из первых, в 1974 году (по другим источникам, в 1975 г.). Здание кинотеатра было выкуплено банком Леуми, в нём некоторое время находился банковский архив. К настоящему времени от здания остались только внешние стены: внутренние перегородки были снесены, и на их месте, судя по тому, что можно увидеть сквозь окна, находится невысокое строение. Наглухо запертые двери покрыты толстым слоем пыли. Будущая судьба здания неизвестна.
Месторасположение кинотеатра - угол улиц Пинес и Лиленблюм
Фишка это сообщество друзей, которые в один прекрасный день основали организацию, цель которой - создание площадки, позволяющей русскоязычной молодежи Израиля участвовать в общинной, культурной и социальной жизни нашей страны.