Эксперимент вышел из под контроля. Эксперимент продолжается
02-12-03
Video/DVD Эксперимент (Das Experiment). Германия. 2001. Реж.: О. Хиршбигель В гл. роли: Мориц Бляйтброй
Возрождение нового немецкого кинематографа пока ещё вызывает справедливые сомнения скептиков, но некоторый прогресс на лицо; каждый год Германия производит несколько успешных картин. Собирая кассу на родине и за её пределами, немецкое кино медленно, но уверенно набирает обороты.
Бодро шагая по экранам телевизоров во всём мире, сериал Комиссар Рекс может стать хорошим примером для подражания как преуспеть за рубежом. Его режиссёр Оливер Хиршбигель решил закрепить успех и поднять собственный авторитет, занявшись большим кино. Если тебе есть что сказать, то разница между большим экраном и телевизором будет небольшая. На телевидении начинали и Кубрик, и Кен Лоач, и Альтман.
До уровня этой компании Хиршбигель пока не дорос, но в принципе не сплоховал и сделал добротный психологический триллер. Германская киноакадемия учла равнение на голливудские стандарты и выбрала Эксперимент из десятков других фильмов, выдвинув его на соискание Оскара.
Двадцать мужчин, за приличное вознаграждение, соглашаются участвовать в психологическом эксперименте. Им необходимо провести две недели в исскуственно созданной тюрьме, под постоянным наблюдением видеокамер. Разделив участников на надзирателей и заключённых, руководители проэкта запретили им применять насилие, ожидая как раз обратных результатов. Но ситуация вышла из под контроля намного быстрее, чем они могли себе предположить.
Будучи знакомым с Большим Братом и другими реалити-тв шоу, искушенный зритель может смело сказать, что фильм предсказуем и идея ясна. Хиршбигель не утруждал себя оригинальными характерами и сюжетными линиями. Среди тюремщиков есть один садист и один мякготелый, среди заключённых один ранимый, один равнодушный, один подставной, один лидер. Режиссёр спекулирует законами жанра и немного переборщил с триллером, превратив картину в коммерческий продукт. Но это не недостаток, а достоиство Эксперимента. Фильм без претензий, смотрится легко. Красивая картинка, напряжённая фабула, экшн и любовь. Режиссёру не удалось выжать максимум и раскрыть потенциальную проблематику оригинальной идеи во всей её силе. Да он, наверно, и не пытался.
Однако если кто захочет подумать, то обязательно увидит поверх сюжетного слоя ещё один уровень. Слишком явно напрашивается сходство главного садиста с фюрером. Лающий немецкий язык ассоциируется с войной и еще более подчёркивает связь насилия в этой маленькой модели общества с известными историческими событиями.
Но тему фашизма, как незажившую рану на теле немецкого самосознания, Хиршбигель затрагивает лишь вскользь. Основной акцент сделан на общечеловеческие качества. Действительно ли человек, вырванный из тисков буржуазно-демократических норм, теряет все свои моральные ценности и превращается в зверя??
Зритель, безусловно, отождествляет себя с униженными и всеми фибрами своей души ненавидит жестоких надзирателей. Но разделение на добрых и злых, на чёрное и белое, слишком манипулятивно. К концу фильма и зритель, и сами заключённые жаждут крови не меньше, чем садисты-тюремщики.
Однако не стоит спешить делать выводы об истинной сущности человека. Данная ситуация - только частный случай. Слишком ненатурально смоделированна тюрьма, слишком безответственно и непродуманно выглядят условия эксперимента. Надо лишь помнить, что сценарий фильма основан на реальных событиях, произошедших в Америке (ну где же ещё) в 1971 году, и стоит просто задуматься, что представляют из себя нормативы капиталистического общества и куда исчезают те гуманность и добродетель, на которых воспитано большинство из нас.
Фишка это сообщество друзей, которые в один прекрасный день основали организацию, цель которой - создание площадки, позволяющей русскоязычной молодежи Израиля участвовать в общинной, культурной и социальной жизни нашей страны.