Мать. (Mother) Британия. 2003. Жанр: драма Реж.: Роджер Митчел
Когда в начале пядисетятых телевидение начало прочно завоёвывать позиции в мире развлечений, кинематограф пережил потрясение от которого не смог оправится и по сей день. Киноиндустрия нормально функционирует только в Америке, единственном месте, где фильм способен окупиться с продажи билетов в кинотеатрах.
Потеряв постоянных клиентов, мировой кинематограф привлёк в свои ряды нового, более молодого зрителя. Ведь нет ничего скучнее, чем провести вечер на диване с родителями уткнувшись в голубой экран. Сегодня контингент подростков среди посетителей кинотеатров составляет более 60%.
Ещё лет 15 назад общество относилось к школьникам как подобает к ним относится – несерьёзно. Но конец второго тысячелетия для мировой цивилизации оказался наполнен событиями, повлекшими за собой переворот в сознании граждан. При современной перенасыщенности рынка, производители вынуждены с каждым днём продавать всё больше и больше, всё быстрее и быстрее. Поэтому очень выгодно ориентироваться на неприхотливых 13-18 летних потребителей. Поп-культура поглотила пространство, которое ранее принадлежало взрослым и сегодня подростки доминируют в большинстве областей, кроме связанных с серьёзными, дорогими покупками.
Активное присутствие молодёжи, на самом деле всего лишь видимость. Благодаря достижениям науки и высокому уровню жизни западное сообщество усиленно стареет. Куда же исчезли представители старшего поколения?? Почему их не видно, например, в кинотеатрах? Ответ очевиден – те кто постарше избегают шумных, публичных мероприятий и большого скопления народу. Наши бабушки и дедушки, мамы и папы либо сидят дома, либо ездят в райские местечки отдыхать от сумасшедшего ритма современного города.
Но если существует пустая ниша, то ей нет шансов в капиталистическом обществе остаться свободной. Да, кино для пенсионеров и о пенсионерах существует. И показывают его не только в утренние часы по телевизиру, наряду с мексиканскими сериалами, а в модных кинотеатрах, на вечерних сеансах.
Когда весной прошлого года на экраны в Тель-Авиве и Иерусалиме вышел чешский фильм Бабье лето, то исходя из характера проката в Израиле, следовало ожидать быстрого исчезновения в никуда этой серенькой киноленты. Сделанный в эстетике советского телевидения и цветом как у плёнки шосткинского производственного объединения «Свема», Бабье лето рассказывал о приключениях неугомонного старика 70-ти лет и его отношениях с новой реальностью постсоветской Чехии. Несмотря на оптимистичный настрой, эта комедия поднимала совсем не шуточные вопросы о старости и смерти.
Молодые, разумеется, стараются не думать о том, что будет через 40 лет и всеми силами отталкивают от себя любое напоминание о том возрасте, когда кожа дряблая, зубы вставные и ходить тяжело. Не думаю, что кто-либо из читающих эти строки хотя-бы слышал об этом фильме. Однако залы, на удивление, были заполнены не один месяц. Старички и старушки ковыляли изо всех сил и доказали, что представляют из себя серьёзную зрительскую силу.
Если присмотреться повнимательнее, то можно заметить что кроме Синема Сити и двух больших сетей кинотеатров, (Рав-Хен и Глобус) в Израиле (в основном в Тель Авиве) ютятся по потаённым местам не коммерческие структуры, благодаря которым мы можем увидеть не только голливудкие блокбастеры. И если обобщить, то именно там смотрят кино люди постарше (или посерьёзнее). Но в данном случае речь идёт о кинотеатрах «Лев», нечто среднем между коммерцией и искусством. По первой возможности в «Лев» привозят звёздное кино, на которое пойдут в любом случае, но всё же эта сеть не забывает о своём зрителе и часто балует синефилов арт-хаусом и картинами из серии «Кино не для всех».
На этот раз среди пошлого Небесного дара и элитарного Догвилля, в репертуар «Лева», вслед за Бабьим Летом, затесалась Мать. Этой картиной открывался фестиваль британского кино, проходивший в конце января этого года в Синематеках страны.
У истоков фильма стоят два человека: сценарист Ханиф Курейши и режиссёр Роджер Митчел. Для обоих эта работа стала новой ступенькой на профессиональной лестнице. Курейши писал для театра и кино и раньше, но ни разу из под его пера не выходил сценарий, никак не связанный с иммигрантами и этническими меньшинствами. А Митчел раньше специализировался на коммерческой голливудской продукции (романтическая комедия Notting Hill и триллер Changing Lanes его рук дело).
Но Мать – это совсем другая история. Фильм рассказывает о чувствах и переживаниях Мэй, семидясетилетней женщины, только что потерявшей мужа. Пытаясь избавится от одиночества, она старается быть нужной и полезной своим детям. Но у них своя жизнь, свои проблемы. Старший сын вырос прагматичным, холодным яппи, а истеричка-дочь всё мечтает стать писательницей и никак не выйдет замуж. Временно расположившись в аппартаментах дочери, мать сталкивается с отчуждением и озлобленностью своих детей, которым уделяла минимум необходимого внимания, но никак не любила. Проводя время, приглядывая за внуками, Мэй возмещает отсутствие человеческого тепла общением с Джоном, наёмным работником, который что-то всё время строит, а по вечерам выполняет функцию мужчины дочери Мэй.
На первый взгляд этот скучный фильм не может нас заинтересовать. Откровенно британский стиль, спокойные тона, минимализм, отличная игра актёров и в целом довольно стереотипные образы. Но во второй половине фильма происходит нечто из ряда вон выходящее. Мэй, которая казалось уже давно забыла как быть желанной, закручивает роман с Джоном. Парадоксальность и недостоверность этой ситуации, когда Джон работает на три фронта (молодая жена, любовница - дочь Мэй и она сама) не мешает поверить что такое возможно. Ну мало ли какие бывают у людей сексуальные предпочтения. Даже сам факт романтических отношений между парнем и бабулькой, которая его на лет 35 старше не выглядит фантастикой.
Однако далее создатели фильма решились на смелый шаг, который вызвал многочисленные возгласы возмущения и даже вопли отвращения на израильских киноресурсах. Не стесняясь, камера наблюдает за несколькими совокуплениями этой странной пары. Не слишком сдержанно, но и не слишком откровенно. Без порнографии но и без ханжества. Мастурбация, поза сзади, классический вариант. Кто бы мог подумать??
Так почему нам тяжело смотреть на эти кадры?? Может неприятно видеть некрасивое, старое тело? Мы ведь привыкли к эстетизации половых контактов на экране и многие даже слюной забрызгали после сцены секса как он есть в Поздней Свадьбе. Я думаю дело не в этом. Как написала одна обозревательница, Мать напоминает нам о том, что мы всю жизнь пытаемся отвергать – у наших матерей тоже есть сексуальные потребности, и даже в пожилом возрасте. Режиссёры-женщины введшие моду на феминисткую тему раскрепощения и открытия сексуальности заново, при всей своей смелости не решалась затронуть такой аспект. Мужчины решили это исправить и может поэтому Мать лишен сабтекста обвинения, призыва и поиска причин.
Конечно каждый из нас волен выбирать смотреть на приятные, красивые вещи и не думать прежде времени о старости. Поэтому я не советую смотреть этот фильм, но вдруг если вы чувствуете какие-то внутренние потребности выйти из оболочки и вытащить наружу лежащее в подсознании, то Мать сможет вам в этом помочь. А для пожилых людей эта картина может быть принята как руководство к действию. В 60 жизнь не заканчивается.
Фишка это сообщество друзей, которые в один прекрасный день основали организацию, цель которой - создание площадки, позволяющей русскоязычной молодежи Израиля участвовать в общинной, культурной и социальной жизни нашей страны.