В фильме показаны последние десять дней жизни Гитлера. Множество персонажей – от помощников Гитлера в бункере до солдат и гражданских, погибающих на улицах города во время штурма Берлина русской армией – помогают понять и показать тот хаос, который царил в стране в последние дни войны.
Фильм «Закат» рассказывает о падении «Третьего рейха» и пытается найти нечто человеческое в Гитлере.
Скандал был превосходный, несмотря на то что авторы фильма постарались подложить соломки везде, где только можно, указать в финальных титрах отдельно 50 миллионов человек и шесть миллионов евреев, уничтоженных по вине Гитлера, досталось им как следует.
Они посмели изобразить Гитлера человеком. Но Гитлер – не человек, он исчадие ада, безумец и ужасная тварь.
Некоторых вещей делать просто нельзя. Никому же не придет в голову изобразить человеческие переживания Чингиcхана, Пол Пота или Мао. Эти люди сами отказались от человеческого, сделали свой выбор и отвечают по особым счетам. Неоантифашисты просто не вполне четко сформулировали претензии.
Основная проблема фильма в том, что Гитлера было немножко жалко, а его соратники заслужили каплю уважения. Но мы не можем ни жалеть, ни уважать доктора Менгеле, Геббельса, Гиммлера, голубую кровь и белую кость Рейха, СС, армию, кровопийц и выродков, безумцев и мерзавцев.
Фильм «Бункер» («Der Untergang») снят по книге Траудль Юнге, последней стенографистки и машинистки фюрера. Гитлер нанял ее в 1942 году, когда ей было 22 года. Она прошла очень трогательный конкурс-смотрины, вождь выбрал ее, потому что она была самая красивая и свежая. Он не прогадал – она осталась с ним до конца, до его последнего дня рождения и еще неделю – до самоубийства. Когда армии уже не было, СС уже бежали, а Рейх заканчивался на расстоянии броска гранаты от Бункера, все начали убивать себя, и госпожа Юнге (в фильме ее играет красавица Александра Мария Лара) чуть не последовала их примеру – но, слава Богу, не приняла ампулу с цианидом из шкатулки Геббельса. Была судима, получила незначительное поражение в правах и самый мягкий статус «молодой последовательницы». Но она до сих пор жива и кается. «Ошибкам молодости нет прощения», – говорит она, вспоминая своих сверстниц, распознавших вовремя ужас фашизма и казненных по тем или иным обвинениям. Фильм сосредоточился на последних днях апреля – от дня рождения фюрера до его самоубийства, самоубийства Геббельса и убийства его семьи и капитуляции армии.
Гитлер уже не то чтобы безумен – он просто неадекватен. Он меняет командующих армией, отдает приказы уничтоженным армиям и планирует ввести в бой тысячу новых самолетов – где он их возьмет? Даже если они у него есть, откуда они стартуют? С мостовой Унтер-ден-Линден? Он категорически отказался эвакуироваться из Бункера – что это было? Храбрость и желание стоять до конца или паралич воли и желание ничего не делать. Бруно Ганц, великолепный актер, изучал и больных болезнью Паркинсона, и акцент жителей родной деревни Гитлера, и единственную, тайно сделанную на юбилее Маннергейма запись обычного, разговорного голоса Гитлера.
Он изобразил автомат.
Человек рефлекторно качает на коленях светловолосую фею – младшую дочь Геббельса. Он механически вручает награды фольксштурмовцам – двенадцатилетним детям, последним героям Рейха. Он просыпается время от времени и тут же впадает в истерику, вопит, что все его предали, продались русским и американцам. И ищет спасителей, героев, которые отбросят русских, ударят им в тыл и вновь придут под стены Кремля – а потом вновь впадает в оцепенение. Ему жаль себя, но не как человека – а как фюрера, человека, который построил и уничтожил Великую Германию, очистил Лебенсраум от евреев, коммунистов, гомосексуалистов и продажных банкиров. Он подробно и сентиментально обсуждает разные способы самоубийства – пулю в рот, ампулу цианида и т. д.
В последние дни в Рейхе площадью в пару квадратных километров расстреливают дезертиров. Солдаты – дети и взрослые – сражаются до последнего фаустпатрона, гибнут, раскидывая куски лиц и рук (это показывают довольно подробно), а потом стреляются. Сцена самоубийства 17-летней девочки в каске и с косичками – именно то, что мы так мечтали увидеть в кино. Лучше только сцена, где фрау Геббельс поит «лекарством» всех своих детей, причем старшей, вполне понимающей, что к чему, вливает его насильно, как касторку. Врачи оперируют в основном при помощи пилы-ножовки. Генералы стесняются сказать Фюреру, что ни армии, ни Рейха больше нет.
Ни в одном другом фильме не показывают такого количества самоубийств. Это подробно объясняется: «Без фюрера и национал-социализма нет смысла больше жить» и даже «Мои дети не смогут вырасти в мире без национал-социализма. Если национал-социализм умрет, не будет никакого будущего». Это действительно слова жены Геббельса, но их вполне можно приписать большинству тех, кто остался с Гитлером до последних дней.
Будущего, собственно, и нет. Есть красные орды, которых больше всего боятся юные гитлеровки («Никогда не смотрите русским в глаза! Запомните это!»), но, впрочем, без сцен массовых изнасилований режиссер Оливер Хиршбигель (публике он запомнился как постановщик телесериала «Комиссар Рекс»), надо отдать ему должное, обошелся. Германия уничтожена второй раз за 27 лет. Титры: Шпеер отсидел 20 лет, генерал Видлинг вернулся из плена в 55, остальные застрелились, или казнены, или сидели в тюрьме.
Все это невероятно здорово, но интересно другое. Есть довольно много фильмов о последних днях Гитлера – жалкого, затравленного, безумного. Каждый вызывает скандал – как смели показать Фюрера человеком. Но почему-то никто не осмеливается снять фильм о Гитлере образца 1941, скажем, года, стратега, победителя, вождя Объединенной Европы, победителя Франции, Польши и других великих держав. А то поискали бы и в нем что-нибудь человеческое…
Фишка это сообщество друзей, которые в один прекрасный день основали организацию, цель которой - создание площадки, позволяющей русскоязычной молодежи Израиля участвовать в общинной, культурной и социальной жизни нашей страны.